Функции туристского рынка
Лекция 4 Глава 3 ТУРИСТСКИЙ РЫНОК
Туристский рынок — это сфера проявления общественно-экономических отношении между производителями и потребителями туристского продукта, объединяющая спрос и предложение.
Рынок — это своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления. Центральное положение на рынке занимает покупатель (клиент). Обязанность хорошего продавца — удовлетворение потребностей своих клиентов.
Туристский рынок довольно сложен, так как его товар чаще всего продается не напрямую, а через посредников (хозяйствующий субъект — туроператор — турагент — потребитель).
В широком плане туристский рынок означает место, где происходят сделки купли-продажи туристского продукта (туров, отдельных услуг или товаров для туристов).
Туристский рынок не ограничен специфическим местом или географической зоной, поэтому сделки купли-продажи туристского продукта могут осуществляться и без прямого вовлечения продавца и покупателя туристского продукта — посредством факса, телефонного звонка, интернета.
Принципы эффективно функционирующего рынка:
* свободная конкуренция, при которой все участники рынка стремятся достичь своих целей (продать товар с максимальной прибылью или купить товар с минимальными затратами);
* наличие основных правил в области качества и безопасности выпускаемого продукта и оказываемых услуг;
* возможность свободного выбора потребителя.
Функции туристского рынка:
1. Функция реализации стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте. Это означает движение стоимости, которое отражается посредством взаимообмена денег и туристского продукта. В результате этого обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туризма.
2. Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста). Реализуется посредством сети турагентов и туроператоров. Турист, потратив денежные средства на туристский продукт, удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Следовательно, туристский рынок способствует возмещению затрат рабочей силы и воспроизводству главной производительной силы общества.
3. Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду. Заключается в том, что в процессе взаимообмена денег и туристского продукта на рынке распределение (как необходимая фаза воспроизводства) предстает в завершенном виде.
Как и все другие рынки, туристский рынок функционирует в соответствии с законом спроса и предложения (рис. 5.1).
Туристский спрос представляет собой форму проявления потребности населения в туристском продукте, подтвержденной его платежеспособностью. Туристский спрос показывает количество туристско-экскурсионных услуг, которые население может приобрести при действующих ценах в течение определенного периода времени.
Цена спроса — это максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию (услугу).
В соответствии со спросом на рынке возникает предложение в туризме — разнообразное количество услуг, которые необходимы туристу во время отдыха и путешествия. Предложение при этом не тождественно производству и отличается от него количественно. Предложение конкретного туристского маршрута (например, число мест в гостинице) может быть больше, чем предложение на рынке. Предложение туристского продукта обусловлено наличием производителей продукта, уровнем развития туристской индустрии, объемом туристских ресурсов.
Между спросом и предложением наблюдается тесная взаимосвязь: спрос не только рождает предложение, но и предложение определенным образом влияет на спрос. Например, объем предложения туристских услуг увеличивается при повышении цены и уменьшается при ее снижении.
На туристском рынке происходит обмен денежных средств туриста на услуги.
Туристский рынок характеризуется емкостью — способностью реализовать определенный объем туристского продукта при существующих ценах и предложении в течение определенного промежутка времени (как правило за год). Емкость рынка зависит от платежеспособного спроса населения, уровня цен и характера туристского предложения. В зависимости от уровня цен потребность в туристском продукте может сокращаться или, наоборот, увеличиваться. Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, туристское предприятие получает возможность оценить перспективность этого рынка для себя.
На туристском рынке происходит постоянное движение потоков денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг другу, создавая тем самым туристский кругооборот.
Туристский кругооборот — это система экономических отношений, в рамках которой совершается процесс превращения услуги в деньги и обратно. Она показывает направление движения потоков туристского продукта, инвестиций в развитие сферы туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности. Туристский кругооборот осуществляется по следующей схеме:
1. Турист покупает путевку и платит туристскому предприятию деньги.
2. В результате турист удовлетворяет свои насущные потребности.
3. Туристское предприятие получает деньги за проданный туристский продукт, производит инвестиции в развитие туристской индустрии, создает или покупает новые виды туристского продукта.
4. Туристское предприятие платит налоги, различные сборы в бюджет и выплачивает заработную плату своим работникам.