Пространственные.

2. Фронтальная композиция – это композиция с небольшой глубиной

и фронтальным расположением элементов, для восприятия которой

достаточно фронтального статического положения зрителя. То есть это

композиция, которая не требует осмотра сбоку и сзади.

К фронтальным относятся все «плоскостные» композиции, а также

композиции, имеющие рельеф. Фактурные, рельефные плоскости также

относятся к фронтально-пространственным формам.

Для фронтальных композиций характерно следующее:

а). Данные композиции чаще, чем другие, создаются авторами как

самостоятельные произведения.

б). При создании и восприятии фронтальнй композиции исключается

влияние среды, то есть сохраняется возможность не задумываться о

масштабе, стилистике, построении пространства, в котором произведение

будет существовать.

в). Фронтальные композиции развиваются внутри себя и представляют

собой замкнутые композиции. Самостоятельность произведения

подчеркивается рамой, линией и другими композиционными приемами,

которые решают проблему вычленения произведения из пространства. В то же

время фронтальная композиция «в раме» может стать элементом глубинно-

пространственной композиции в решении, как интерьера, так и экстерьера,

стать композиционным центром.

3. К объемно-пространственной композиции можно отнести любые

произведения, имеющие три измерения (длину, ширину и высоту), то есть

параметры, характеризующие объем вообще. Это скульптура, мелкая

пластика, малые архитектурные формы, мебель, транспорт, одежда

Объемно-пространственная композиция – композиция, которая

развивается в трех координатных направлениях при соблюдении общей

компактности; композиция, которая воспринимается зрителем с разных точек

зрения вокруг композиционно-пространственного центра.

Основной характеристикой объемно-пространственной композиции

является пластическая моделировка (конфигурация, расположение, силуэт,

членение).

При моделировке объемно-пространственной композиции решаются

следующие задачи: выявление общего вида геометрических

пространственных форм, подчеркивание статики или динамики формы,

сочетание в пространстве различных пластических форм (объемные,

плоскостные и линейные); использование графико-пластических средств

(цвет, фактура, рельеф).

Объемно-пространственная композиция может быть симметричной и

асимметричной. Более распространенной является симметричная объемная

композиция, имеющая вертикальную ось и четыре или более

относительно одинаковые стороны. Такой симметричный объем в основном

организует вокруг себя одинаковое пространство, так как ориентирован на

одинаковое восприятие со всех сторон. (Дорожные ориентиры, столбы,

городские фонари).

Окружающее пространство активно влияет на восприятие объемной

композиции, что делает оценку таких произведений более субъективной и

зависящей от времени восприятия. Существует проблема вписывания

объема в окружающее пространство. Объем может существовать на воде, в

воде, на плоскости, в воздушном пространстве, и каждый раз

взаимодействие со средой будет различным. Объем может быть поставлен,

положен, подвешен, что опять же сказывается на восприятии.

Объем имеет определенный вес, как фактический, так и зрительный.

Поэтому он более ощутим, значим, «реален», чем плоскостная композиция.

Снижения «давящего» воздействия массы на восприятие можно добиться

путем членения формы, внесения в нее цветовых и графических

дополнений.

В случае объемно-пространственной композиции роль рамы играет

постамент, он выделяет объект из среды.

В результате взаимодействия объема и пространства образуются три

основные композиционные доминанты:

а) пространство организованного объема (инсталляция на выставке);

б) организованный объем в пространстве (скульптура в парке);

в) объем организованного пространства (выставочный бокс с

объектами, например, на выставке дизайна).

Если говорить об использовании графико-пластических средств при

работе с объемной формой, то можно выделить следующие моменты:

а). Обогащение формы цветом. К этому средству прибегали еще

античные скульпторы, разукрашивая свои произведения. Объемная цветная

форма оказывает более сильное впечатление, чем однотонная, так как более

близка к воспринимаемой реальности. Важно учитывать, что цвет может, как

заострить форму, так и нивелировать объем. Существуют отступающие цвета

(например, голубой) и приближающиеся цвета (красный). Цвет может

утяжелить объем (темно-коричневый) и облегчить его (салатовый).

Некоторые цвета воспринимаются как более гладкие (синий), а некоторые –

как бархатистые (бордовый)

б). Уточнение формы фактурой, текстурой. Уже материал, из которого

изготовлен объект, накладывает семантический отпечаток на его восприятие

засчет фактуры. Деревянный объект воспринимается как более «теплый»,

«добрый», стеклянный как более «чистый», металлический как более

«современный» и т. д.

Фактура может свести на нет впечатление от объема, так как

подсознательно мы ждем от объемных форм «гладкости» и «упругости».

Поэтому древнегреческие скульптуры большей частью гладкие, греки

изображали «идею» тела, то есть тело, лишенное несовершенных элементов,

портящих чистоту формы.

в). Обогащение формы графикой. Графически можно заострить или

нивелировать объем. Чаще всего графика является избыточной для объемных

форм и используется, в основном, в дизайне, для достижения

соответствующих задач (например, привлечение внимание к инсталляции).

4. Глубинно-пространственная композиция – это композиция,

характеризующаяся развитием в глубину. Зритель воспринимает такую

композицию при движении вглубь. Глубинная композиция воздействует на

зрителя не только сочетанием плоскостей, объемов, но и паузами между

ними, то есть пространством. Влияние пространства на зрителя гораздо

сильнее, чем плоскости или объема, причем дело не в художественной

ценности пространства, а в том, что зритель находится внутри него,

становится частью созданного художником мира. Этого же эффекта

пытаются достичь создатели современного 3D кинематографа,

воздействие которого строится исключительно на психофизике

восприятия. К такому же эффекту стремились и создатели более

раннего искусства – диорамы (большая изогнутая полукругом изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и

бутафорские предметы). Диораму относят к массовому зрелищному искусству, в котором иллюзия

присутствия зрителя в природном пространстве достигается синтезом художественных и технических

средств. Диорамы рассчитаны на искусственное освещение и часто располагаются в специальных

павильонах. Большинство диорам посвящено историческим сражениям. Наиболее широко диорама зрелищная фотография или картина). Еще в XIX веке в диорамах

использовались световые и звуковые эффекты, сопровождавшие просмотр

фотографии.

В глубинных композициях в качестве дополнительных

композиционных средств могут быть использованы звуки, запахи,

освещение.

Характеристики глубинно-пространственной композиции:

- открытость и замкнутость глубинного пространства;

- развитие в трех направлениях;

- планировка (которая может быть осевой, лучевой, центрической);

- композиционный центр;

- также глубинная композиция характеризуется различными видами

членения: раскрытие перспективных планов («кулисы»), образование

продольных осей («нефы»), перетекающее пространство (проникновение зон

друг в друга, как в современной планировке квартир); графическо-

пластическая моделировка (фактурно-рельефная обработка поверхностей).

Членение необходимо для структурирования пространства, придания ему

формы и логики.

Глубинно-пространственные композиции делятся на интерьеры и

экстерьеры.

Глубинно-пространственные композиции зависят от временных

изменений, и могут развиваться или меняться со временем (сезонное

изменение парков, временные изменения городов и т. д.).

Пространство глубинных композиций может быть логоцентрическим и

ризоматическим.

Логоцентрическое пространство характеризуется замкнутостью,

осевой централизованностью, обособленным существованием элементов,

структурностью. Например, пространство тронного зала в стиле классицизм.

Ризоматическое пространство – характеризуется разорванностью,

хаотичностью, отсутствием фиксированного центра, отсутствием

противопоставления внешнего и внутреннего, все элементы ризоматической

композиции спонтанно взаимосвязаны. Например, пространство интерьера

современной квартиры.

Если говорить о методе работы, то в отличие от фронтальной

композиции, которая требует эскизов, и объемной композиции, для которой

предварительно делается модель, для глубинно-пространственной ком-

позиции всегда делается проект, желательно с макетом.

применяется в музейной практике как особый способ подачи документальногоматериала, подкрепленный

образной эмоциональностью. Первая диорама была создана во Франции в 1822 году Луи ЖакомДагером.