Заключение

 

Таким образом, после анализа литературы мы можем сделать вывод, что проблема индивидуального подхода в обучении детей изобразительной деятельности обширна и многогранна. Она включает в себя и эмоциональное взаимодействие с ребенком, оценивание ребенка, подбор методов обучения и многие другие факторы.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя — отобрать из общего арсенала, средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индиви­дуальным особенностям ребенка.

Изучив опытно-экспериментальным путем данную проблему, мы выделили три группы детей:

1 группа детей овладела лишь техническими навыками.

2 группа детей владела техническими навыками и проявляла самостоятельность.

3 группа детей владеет как техническими навыками, самостоятельно выполняют и творческие задания и тематические.

После этого нами была составлена программа формирования умений и навыков изобразительной деятельности с учетом уровня овладения умениями и навыками рисования. Для детей 1 подгруппы мы подобрали непосредственно образовательную деятельность с целью развития технических навыков, самостоятельности и творчества детей, для 2 подгруппы была подобрана непосредственно образовательную деятельность по закреплению полученных навыков и развития творческих способностей, для детей 3 подгруппы мы подобрали непосредственно образовательную деятельность на развитие творческого воображения.

Вторичное обследование изобразительных умений и навыков позволила констатировать значительную динамику улучшения показателей изобразительной деятельности.

Таким образом, целенаправленное, планомерное проведение работы по формированию умений и навыков изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с уровнем сформированности данных умений и реализацией индивидуального подхода в работе с детьми отражается на формировании художественного восприятия детей, их любознательности, интереса. Следовательно, поставленная цель в работе достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена.

 

 

 

 

Список литературы

1. Арапова – Пискарева Н.А. О российских программах дошкольного образования //Дошкольное воспитание. – 2005. - №9.

2. Астафьева Н.С., Петрова С.Н. Тематическое и перспективное планирование по образовательной области «Художественное творчество». – М.: Центр дополнительного образования «Восхождение»,2012.

3. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2001.

4. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Времена года. – М. Дрофа, 2009.

5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

6. Боровик О.В. Развитие воображения. – М., 2002.

7. Боровик О.В. Роль рисунка при изучении детей // Личностно-ориентированный подход в развивающем и коррекционном образовании. – Биробиджан, 1998.

8. Бревнова Ю.А.Художественный труд в детском саду. – М. Издательство Сфера, 2013.

9. Веракс Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. – М.: Мозайка-синтез, 2010.

10. Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольникам и по изобразительной деятельности. – М. : ТЦ Сфера, 2002.

11. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие. — М.: ИЦ Академия, 1997.

12. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Академия, 2000.

13. Грирорьева, Г.Г Практикум по изобразительной деятельности для дошкольников: учеб. пособ. для СПО / Г.Г. Грирорьева. – М.,2001.

14. Гуреева И.В. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

15. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - М.: «Издательство скрипторий 2003», 2007.

16. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности. – М.: Школьная Пресса, 2005.

17. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.:Просвещение, 2008.

18. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 в изобразительной деятельности "Детство-Пресс" Санкт-Петербург, 2002.

19. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – Спб: Детство-Пресс, 2004.

20. Евдокимова М.М. Многоцветная радуга. – М. Дрофа, 2007.

21. Евдокимова М.М. Рисунки и подарки к празднику. – М. Дрофа, 2008.

22. Евдокимова М.М. Учимся рисовать красками. – М. Дрофа, 2008.

23. Евдокимова М.М. Домашний зоопарк своими руками. – М. Дрофа, 2008.

24. Евдокимова М.М. Учимся рисовать карандашом. – М. Дрофа, 2010.

25. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятия по изодеятельности. – М. Айрис-Дидактика, Айрис-Пресс, 2010.

26. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

27. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М.: Карапуз Дидактика, 2006.

28. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М: Владос, 2006.

29. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 2007.

30. Кирсанова С.В. Обучение технике оригами. – Спб: Детство-Пресс, 2013.

31. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., 2007.

32. Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2008.

33. Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности». – М.: Мозайка-синтез, 2011.

34. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). – М.: ТЦ Сфера, 2005.

35. Коллективное творчество дошкольников (конспекты занятий) /Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

36. Комарова Т. С.. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей.// Дошкольное воспитание. 1998, № 10.

37. Лебедева Л. Д.. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003.

38. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

39. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду – М.: Сфера, 2011.

40. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.

41. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.

42. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008.

43. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – М.: АСТ; Спб; Сова, 2006.

44. Полозова Е.В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. – М.: Просвещение, 2007.

45. Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд. – «Детство-Пресс»,Санкт-Петербург,2012.

46. Речицкая Е.Г., Сошина В.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 2000.

47. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2010.

48. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 2007.

49. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры. – Волгоград: Учитель, 2009.

50. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.

51. Шайдурова Н.В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам. – М.: Детство-пресс, 2010.

52. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.

 

Приложение

Игры

1. «Нарисуй теплую картинку»
Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.
Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.
Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.
Творческие задания:
A) нарисуй «теплый» натюрморт;
Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);
B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

 

2. «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»
Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.
Материал: карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.
Правила игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.
Игровые действия: дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.

 

3. «Составь ежа из палочек»
Цель: учить схематично, передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.
Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры.
Действия детей: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.

 

4. «Портреты»
Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет.

 

5. «Кто играет с нами в прятки»
Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.
Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.
Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.
Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.

 

6. Панно «Осень праздничная»
Цель: передавать настроение праздника с помощью цвета, развивать творческое воображение, формировать навыки совместной деятельности.
Игровые задания:

1. Дети вспоминают признаки осени, праздников в городе (деревни); отмечают, как это выражается в цвете.

2. На больших листах бумаги (2-3 листа) «художники» (бригада «художников» выполняют композицию, вырезая изображения из бумаги согласно замыслу); можно использовать и природный материал, готовые формы.

3. «Главные художники» комментируют коллективные работы. Участники игры (жюри) решают, кому присудить первое (второе, третье) место.

4. После игры из сделанных панно может быть подготовлена общая композиция.

Оборудование: 2-3 листа бумаги для фона, цветная бумага, природный материал, клей, ножницы, кисти, дипломы победителям.

 

7. «Тепло-холодно»
Цель: закреплять представление о цветовом круге.
Игровые задания:
1. Построение с ленточками:
А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг ;
Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др.
2. Хоровод цветов (плясовые движения под музыку).
Оборудование: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница», муз. Т.Ломовой; «Дружат дети всей Земли», муз. Д.Львова-Компанейца и др.), вместо ленточек могут быть шапочки с разноцветными полосками (ободочками).