ЛЕКЦИЯ № 9. Статистика занятости и безработицы

Занятость – чрезвычайно важное явление социально-экономической жизни общества. Включает рациональное использование труда, обеспечение достойного уровня жизни работающего населения, удовлетворение потребности народного хозяйства страны в рабочей силе с учетом количества и качества ее, а также включает проблемы безработицы.

Занятость– это деятельность человека, объединенная с ублажением личных и общественных надобностей, которые не противоречат законодательству и приносят заработок. К лицам, занятым экономической деятельностью, относятся лица в возрасте от 15 до 70 лет, которые за вознаграждение работают на условиях найма или неполного рабочего времени, индивидуально или самостоятельно или у отдельных граждан-работодателей, на собственных или семейных предприятиях, и бесплатно работающие члены домохозяйства, занятые в личном подсобном, сельском хозяйстве, временно отсутствующие на работе.

Трудоспособное население– это то население, которое способно к трудовой деятельности, без учета возраста, т. е. часть населения, которая потенциально обладает трудоспособностью, иначе говоря, обладает необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями для выполнения работы. Трудоспособное население включает трудоспособное население в пределах трудоспособного возраста, занятое и незанятое, а также население за пределами трудоспособного возраста, потенциально способное работать.

К экономически неактивному населению относятся:

1) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и студенты дневной формы обучения;

2) неработающие пенсионеры по возрасту или инвалидности;

3) неработающее население, получающее доход от ценных бумаг, акций, и те, кто получает материальную помощь от обществ, организаций и частных лиц;

4) лица, оказывающие добровольные бесплатные услуги, и лица трудоспособного возраста, которые могут работать, но не ищут работу по объективным и субъективным причинам.

Общей чертой сведений, составляющих статистику, является то, что они всегда относятся не к одному единичному (индивидуальному) явлению, а к общей их комплексности.

Перед статистикой занятости и безработицы стоят следующие задачи:

1) сбор информации о численности занятых и безработных как составных частях рабочей силы;

2) измерение уровня занятости и безработицы с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда;

3) исследование трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и ее прогнозирования;

4) изучение состава занятых и безработных с тем, чтобы разработать программу занятости;

5) изучение взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и иными поощрениями труда с целью получения программы занятости.

Решение данных задач формирует условия для измерения предложения рабочей силы и ее фактического применения. Их выполнение строится на сочетании ряда источников данных.

В России для расчета общей по регионам численности занятых в течение года служат данные текущей отчетности по труду: форма 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности» (годовая), форма унифицированной отчетности № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» (месячная – со среднесписочной численностью более 15 человек, квартальная – со среднесписочной численностью до 15 человек). По этим формам отчитываются все предприятия. Количество занятых для малых предприятий можно получить из квартального единовременного отчета № ПМ «Об основных показателях деятельности малого предприятия». Исследование состава занятых по отраслям народного хозяйства, секторам экономики осуществляется по балансам трудовых ресурсов, составляемых на середину (1 июля), конец (начало – 1 января) года и в среднем за год.

Существенным источником информации о численности безработицы являются данные служб занятости, соединивших в 1991 г. ранее действовавшие центры и бюро по трудоустройству граждан. Служащие сфер занятости заполняют первичную учетную документацию по трудоустройству и занятости населения, содержащую карточку персонального учета гражданина, который ищет работу, № 1 и карточку обратившегося в службу занятости за советом № 2, к тому же они ежемесячно присылают в органы государственной статистики «Отчет о трудоустройстве и занятости населения». Однако не все нуждающиеся в работе обращаются к услугам служб занятости. В них отмечается только численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода: месяца, квартала, года). Вместе с информацией текущей отчетности для измерения совокупного количества безработных начиная с 1992 г. применяются материалы выборочного анализа населения по вопросам занятости: с 1999 г. они осуществляются ежеквартально на последней неделе второго месяца квартала. Обследуются в течение недели 60 тыс. граждан в возрасте 15-72 лет. Наивысший верхний возрастной рубеж дает возможность уточнить вероятное участие на рынке труда пенсионеров, низкий – подростков. Итоги обследования дают возможность оценить численность безработных, их распределение по обстоятельствам незанятости, по способам поиска работы. Способы поиска работы в особенности важны, так как рынок труда может функционировать как в организованной, так и в неорганизованной форме.

Применение выборочных обследований в комбинации с информацией текущей отчетности для нахождения численности безработных рекомендовано МОТ и практикуется во многих странах.

Некоторую помощь в сборе информации о занятости могут оказать и материалы выборочных обследований предприятий. С 1991 г. в нашей стране ежемесячно проводится организацией «Российский экономический барометр» (РЭБ) мониторинг предприятий и банков. На сегодняшний день РЭБ является единственной организацией, выполняющей анализ экономической ситуации в России на базе конвенциональных методов опросной статистики.

Так как размер безработицы широко применяется в международной практике в качестве общего показателя текущего состояния экономики страны, то, разумеется, необходимо включение в программы информации обследований вопросов, уточняющих ситуацию на рынке труда и разрешающих прогнозировать ее. Из-за существенности данной информации Правительством РФ было утверждено 22 марта 1995 г. Положение о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы. Осуществляют организацию и проведение мониторинга социально-трудовой сферы Министерство труда РФ и Госкомстат России при участии Министерства экономики, Министерства социальной защиты населения, Федеральной миграционной службы России, Федеральной службы занятости.

Обстановка на рынке труда в ряде районов регулярно просматривается научными центрами по трудоустройству населения, например благодаря телефонным опросам населения города по вопросам занятости и качества жизни производится мониторинг социально-экономической обстановки и состояния рынка труда. Направление населения на рынке труда является объектом международного сравнительного обследования, проводимого в рамках проекта ISSP (International Social Science Program).