Бюджетная тактика

Бюджетная тактика является быстродействующим механизмом бюджетной политики в стране, гибким методом поиска краткосрочного равновесия, стабилизации и приспособления к условиям, которые постоянно изменяются. Бюджетная тактика фактически является продолжением, конкретизацией бюджетной стратегии. С помощью бюджетной тактики органы управления обеспечивают реализацию текущих заданий функционирования и развития бюджетной системы страны на определенном этапе. Однако бюджетная тактика является гибче, поскольку определяется динамикой экономических условий и социальных факторов.

Основой разработки бюджетной тактики является бюджетное планирование — важная составляющая финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.

Бюджетное планирование — это научно обоснованный процесс определения источников создания и направлений использования бюджетных ресурсов в экономике государства с целью обеспечения стабильного экономического и социального развития.

Экономическая сущность бюджетного планирования заключается в централизованном распределении и перераспределении ВВП между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и выполнения бюджетов разного уровня.

Объектом бюджетного планирования всегда является бюджетная деятельность государства, государственных учреждений и организаций; предметной отраслью бюджетного планирования являются бюджетные ресурсы, их движение при осуществлении воспроизводительных процессов в экономике. Областью применения бюджетного планирования является распределение и перераспределение бюджетных ресурсов на всех стадиях воспроизводительного процесса.

Организация бюджетного планирования может быть эффективной лишь тогда, когда у нее будут закладываться научно обоснованные принципы:

- комплексного подхода к основным параметрам экономического и социального развития в тесной взаимосвязи с имеющимися бюджетными возможностями;

- оптимального использования бюджетных ресурсов с целью первоочередного обеспечения бюджетными ресурсами приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы;

- рационального определения источников получения бюджетных ресурсов и их перераспределения через звенья бюджетной системы;

- единства в использовании бюджетных показателей, осуществлении бюджетных расчетов, применении единой методологии прогнозирования тенденций и направлений развития;

- научного обоснования планов, которое предусматривает реальность прогнозных расчетов, их экономическую обоснованность, использование прогрессивной методологии, норм и нормативов, а также выбор лучших методов обеспечения прогнозных заданий необходимыми бюджетными ресурсами с учетом конечных результатов.

В соответствии с этим перед бюджетным планированием ставятся следующие задачи;

- формирование важнейших народнохозяйственных пропорций развития экономики на плановый период

- выявление резервов в отраслях экономики и направления их на выполнение плана экономического и социального развития

- мобилизация денежных поступлений по отдельным источникам и формирования доходов бюджета с учетом резервов их увеличения

- рациональное распределение расходов государственного бюджета между отдельными звеньями бюджетной системы и збалансирования бюджетов низшего уровня

- осуществление государственного финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

В экономической литературе выделяют следующие методы бюджетного планирования: коэффициентов, нормативный, балансовый и т.д.

Метод коэффициентов (аналитический метод) базируется на изучении экономической конъюнктуры в прошлом и современном периодах и применении соответствующих коэффициентов (например, индексов инфляции) относительно фактических результатов выполнения бюджетов.

Более совершенным методом бюджетного планирования является нормативный метод. Он предусматривает использование в планировании системы взаимоувязываемых норм и нормативов.

Основным методом мировой практики, который используются при бюджетном планировании является «Планирование — программирование — разработка бюджета» (ППБ). По этой методике разрабатывался многовариантный бюджет, который в основном связан с экономическими программами страны с учетом общих проектов развития. ППБ — это системно вариантный метод планирования на основе принципа «текучий бюджет».

 

Планирование — программирование — разработка бюджета включает три статьи
І — планирование ІІ — программирование ІІІ — бюджетирование (разработка бюджета)
· формирование и изложение целей и заданий, для достижения и решения которых должны действовать организации, которые функционируют на рынке · подбор средств, которые есть в распоряжении, и изобретение новых с целью достижения целей · перевод общих многолетних программ языком бюджетных цифр по финансовым годам; · процесс распределения общей совокупности количественно выраженных операций в соответствии с тради­ционной бюджетной класификацией

 

Рис. 1. Содержание ППБ

 

Бюджетная стратегия и тактика как способы формирования бюджетной политики государства на практике должны срабатывать одновременно и эффективно.

Основные документы для формирования бюджетной тактики в Украине:

· макроэкономический прогноз социально-экономического развития страны, составным элементом которого являются основные прогнозные показатели возведенного бюджета страны;

· основные направления бюджетной политики (Бюджетная резолюция).

Изучая проблему бюджетной тактики, следует также обратить внимание на освоении процедуры составления, рассмотрения, принятия и выполнения Государственного бюджета.

Процедура включает четыре этапа:

1) составление проекта Закона Украины о Государственном бюджете Украины;

2) рассмотрение и принятие данного закона;

3) выполнение бюджета;

4) подготовка и рассмотрение отчета о выполнении бюджета, принятия решения относительно него.


Рис. 2. Схема движения формирования бюджетных документов при составлении проекта Государственного бюджету


 

Рис. 3. Подготовка бюджета Украины и его структура

 

Главные критерии процесса формирования Государственного бюджета Украины:

1. Методология формирования бюджета.

Как известно, Государственный бюджет Украины формируется по существующей в мировой практике методологии. Это значит, что за основу берется расчет годового объема ВВП. В зависимости от того, как он будет определяться на следующий год, зависит и размер бюджетного фонда Украины.

2. Технология составления Государственного бюджета.

Существует два подхода к технологии формирования бюджета: 1-й — стратегический; 2-й — ситуативный. Последние годы преобладал ситуативный подход, но принятие Бюджетного и Налогового кодексов Украины будет способствовать переходу к стратегическому подходу формирования бюджета.

3. Распределение полномочий и взаимодействие между звеньями бюджетной системы.

Мировая бюджетная практика предлагает четкое распределение компетенции между центральными органами власти и органами местного самоуправления и законодательное закрепление их за ними. Новое законодательство в Украине уже заложило принципы самостоятельности в составлении бюджетов всех уровней, но они должны быть укреплены бюджетно-налоговым механизмом, который в настоящее время формируется.

4. Бюджетное выравнивание регионов.

Перераспределение бюджетных средств должно базироваться на единственных критериях организации всех видов финансовой помощи с целью максимальной реализации потенциала их целеустремленного влияния на экономику региона.

Следует отметить, что к проекту Закона о Государственном бюджете Украины обязательно добавляются такие информационные материалы:

· прогноз доходов и расходов Государственного бюджета Украины на три следующих года, разработанных исходя из Основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины на этот период;

· перечень законов, отдельных статей законов и других нормативных актов, которым противореччит проект Закона о Государственном бюджете Украины, с указанием причин расхождений;

· перечень налогов, собраний, других обязательных платежей с указанием ставок и льгот;

· перечень общегосударственных, межотраслевых и других программ, которые финансируются из бюджета, в случае, если распорядителями средств являются два и больше субъектов. Подаются данные относительно финансовых полномочий каждого субъекта и общие расходы на программу.

Изучая проблему качества разработки и выполнения бюджета, следует обратить внимание на ряд факторов, что ее предопределяют (рис. 4). На стадии подготовки проекта бюджета на этот процесс имеют значительное влияние политические интересы властных структур и лиц, требования МВФ, зависимость от принятия других решений (например налогового пакета), недостаточный профессионализм разработчиков проекта и отсутствие надежных научных инструментов. На стадии рассмотрения и утверждения Закона о бюджете на его качество влияют интересы лоббизма и некомпетентность части народных депутатов, которая влечет необеспеченность надлежащего информационно-аналитического сопровождения проекта бюджета. На стадии выполнения на результатах отражаются несоблюдения норм Закона о бюджете и отсутствии системы эффективного оперативного контроля. Следовательно, нынешняя бюджетная практика и до сих пор остается проблемной и недоскональною.

 

Рис. 4. Факторы, которые определяют качество разработки бюджета