Ранние представления о виде.

План.

Эволюция представлений о виде.

  1. Ранние представления о виде.
  2. Типологическая концепция вида.
  3. Номиналистическая концепция вида.
  4. Биологическая концепция вида.
  5. Политипическая концепция вида.
  6. Проблема вида в современных условиях.
  7. Вид у агамных форм.
  8. Подвиды.
  9. Критерии вида.

 

 

Учение Аристотеля долго господствовало в европейской биологической науке. Аристотелевская философская традиция поиска истинной сущности вещи - определение видов - в средние века поддерживалась аптекарями и врачами по чисто практическим соображениям.

Каспар Боген (Баугин) из Базеля изучил флору Италии, Германии, Франции. Он ввел в традицию описывать растения - давать исчерпывающие характеристики новым видам на латинском языке. К. Боген начал применять биноминальную номенклатуру - называл виды двойными латинскими названиями. К. Линней только ввел эту традицию в широкий обиход. Боген пользовался понятием "род" в современном смысле (возможно, впервые в науке).

Выдающийся вклад в развитие понятия "вид" сделал Джон Рей (1628-1705) - английский ученый, который предложил первую естественную систему растений. Он же ввел понятие об однодольных и двудольных растениях. Использовал систематическую категорию рода и вида в смысле, близком к современному. Наибольшая заслуга Джона Рея заключается в том, что он за 50 лет до Линнея выделил классификацию в качестве самостоятельной научной дисциплины -науки о разделении организмов на группы в соответствии с определенными критериями (сравнительно-анотомическими признаками). Рей четко сформулировал понятие об основной таксономической единице - виде. Вид, по Рею (1693), - это совокупность практически тождественных организмов, способных в процессе размножения оставлять подобное себе потомство. Это определение вида очень емкое, так как оно включает три существенные черты (множество организмов, множество сходных организмов, самостоятельно воспроизводящаяся в природе единица) и два критерия (сходство особей одного вида и стойкое сохранение этого сходства в ряде поколений). Д. Рей первым употребил термин species - вид.

В дальнейшем выдающуюся роль в использовании понятия "вид" сыграл Карл Линней (1707-1778) - шведский естествоиспытатель, создатель искусственной классификации растений и животных. К. Линней не дал собственного определения вида, но, судя по его работам, под видом он понимал совокупность сходных по строению особей, дающих плодовитое потомство. Линней считал, что вид состоит из многих сходных индивидов, которые произошли от одной первоначальной, созданной Богом, пары. Будучи креацион истом, Линней считал, что существует столько видов, сколько первоначально произвело их "бесконечное существо". Роды, по Линнею, имеют такое же происхождение, как и виды. Несмотря на креационистскую окраску, работы Линнея имеют фундаментальное значение для возникновения и развития трансформизма и эволюционизма. Это связано с тем, что К. Линней доказал, что вид есть универсальная форма существования жизни, что это реально существующая таксономическая единица.

Жан-Батист Ламарк до Великой французской революции был великим ботаником Франции (выпустил в 1778 г. "Флору Франции") и сторонником той точки зрения, согласно которой вид есть объективная систематическая категория - "виды действительно существуют в природе" (1786). После революции, став выдающимся зоологом, он начал отрицать вид как объективно существующую реальность. Ламарк писал: "Природа создавала только особей, последовательно сменяющих друг друга, из поколения в поколение, и происходящих одни от других: виды среди них обладают лишь относительным постоянством и неизменны лишь временно". Все таксономические подразделения, по мнению Ламарка, искусственны; они есть продукт человеческого ума. В природе нет ни постоянных классов, ни отрядов, ни семейств, ни родов, ни видов. Тем не менее, чтобы облегчить изучение и познание такого большого числа различных тел, полезно обозначить словом "вид" "всякую группу сходных особей, которые сохраняются из поколения в поколение в неизменном состоянии до тех пор, пока условия их существования не изменятся настолько, чтобы вызвать изменение их привычек, признаков, форм". Ламарк подчеркивал, что вид имеет лишь относительное постоянство и не может быть таким же старым, как природа. Пожертвовав существованием вида как объективной реальностью Ламарк достиг поразительного эффекта: текучести живой природы. Чисто интуитивно Ламарк пришел к правильному выводу об относительном постоянстве видов.

Ч. Дарвин тоже коснулся проблемы вида. Вначале второй главы "Происхождения видов" Дарвин сделал сенсационное заявление: "Не стану я обсуждать здесь и различные определения, которые были предложены для термина "вид". Ни одно из определений не удовлетворило всех натуралистов..."

Заключая обсуждение проблем, связанных с видом, Дарвин писал: "Из всего сказанного ясно, что термин "вид" я считаю совершенно произвольным, придуманным для удобства, для обозначения групп особей, близко между собой сходных, и существенно не отличающимся от термина "разновидность", которым обозначают формы, менее резко различающиеся и более колеблющиеся в своих признаках". "Виды - только резко выраженные и постоянные разновидности". "Согласно моим взглядам, разновидности - это виды, захваченные в процессе образования, или, как я их назвал, виды, которые зарождаются". Такое отношение Дарвина к понятию "вид" логично. При эволюционном подходе к этой проблеме тогдашняя типологическая концепция вида о постоянстве видов была для Дарвина неприемлема. Дарвиновское представление о виде было динамичным: разновидность как зарождающийся вид, позже - вид, распадающийся на разновидности, и т. д. Дарвин не отрицал реальности вида в природе, он отрицал определение понятия "вида" и постоянство вида во времени.Дарвиновское решение этой проблемы удачно объединяло идею эволюции с представлением о реальности вида. Динамичность, текучесть вида, его способность к дивергенции - вот что характерно для вида, по мнению Дарвина. Такое представление о виде у Дарвина сформировалось на основе принципа естественного отбора, который позволяет представить процесс эволюции как единство непрерывности и конечности вида. Вид, по Дарвину, следует рассматривать как существующую в природе единицу, становление, преобразование и гибель которой есть моменты процесса эволюции.

Э. Майр, рассмотрев многочисленные концепции вида, разделил их на 3 группы в зависимости от философских основ концепций: типологическая, номиналистическая, биологическая.