Программа формирования умений и навыков изобразительной деятельности в процессе индивидуальной работы с учетом уровня сформированности умений и навыков детей

В целях реализации индивидуального подхода мы разделили детей на подгруппы в соответствии с уровнем овладения умениями и навыками изобразительной деятельности.

I подгруппа – дети с высоким уровнем овладения умениями и навыками изо деятельности:

Платунова Л., Скакунова И., Петрова К., Кильдиярова Г., Платунов В., Хисматуллина Э., Кберман С.

Цель работы: развитие творческих способностей и творческого подхода при рисовании.

Детям предлагались лишь творческие задания.

Творческие задания натемы: «В лесу», «Радостная осень», «Чудо-дерево», «Волшебный сад».

Цель:создавать выразительный образ природы, про­являть творчество, используя полученные знания, умения и навыки; закрепить умение применять сочетание цветов и их оттенков.

Творческие задания:«Птички прыгают по дорожке», «Птицы в лесу», «Зимующие птицы», «Птичий двор».

Цель:учить детей переходить на начальном этапе рисунка от общей схемы к его конкретизации посредством важных деталей, отображающих главные признаки или особенности художественного образа (петушок гордый, курочка скромная), учить проявлять творчество в создании художественного образа.

Творческие задания:«Кто живет в лесу», «Грустные зверюшки», «Поедем в гости», «Мишка и зайчик летят на самолете», «Ежик в гости пришел», «Капризная ко­шка», «Смелая собачка».

Цель: продолжить учить детей проявлять творчество при создании художественного образа, применять полученные технические умения и навыки при передаче новых форм предметов и объектов.

Творческие задания:«Елка», «Снегурочка на елке», «В гостях у Снегурочки», «Зимние забавы», «Зимой на прогулке», «Вышла Катя погулять», «Зимний лес».

Цель:учить детей составлять несложные сюжеты из двух — трех знакомых предметов, связанных между собой.

 

Перспективный план работы с детьми с высоким уровнем развития

Месяц Название Цель
сентябрь Диагностика на констатирующем эксперименте Выявление уровня знаний и умений детей по изобразительной деятельности.
октябрь «В лесу» Создавать выразительный образ природы, про­являть творчество, используя полученные знания, умения и навыки; закрепить умение применять сочетание цветов и их оттенков.  
«Радостная осень»,
«Чудо-дерево»
«Волшебный сад».
«Птички прыгают по дорожке» Учить детей переходить на начальном этапе рисунка от общей схемы к его конкретизации посредством важных деталей, отображающих главные признаки или особенности художественного образа (петушок гордый, курочка скромная), учить проявлять творчество в создании художественного образа.
«Птицы в лесу»
ноябрь «Зимующие птицы»
«Птичий двор»
«Кто живет в лесу» Продолжить учить детей проявлять творчество при создании художественного образа, применять полученные технические умения и навыки при передаче новых форм предметов и объектов.
«Грустные зверюшки»
«Поедем в гости»
«Мишка и зайчик летят на самолете»
декабрь «Ежик в гости пришел»
«Капризная ко­шка»
«Смелая собачка»
«Елка» Учить детей составлять несложные сюжеты из двух — трех знакомых предметов, связанных между собой.
«Снегурочка на елке»
«В гостях у Снегурочки»
январь «Зимние забавы»
«Зимой на прогулке»
«Вышла Катя погулять»
«Зимний лес»
Диагностика на формирующем эксперименте Выявление уровня знаний и умений детей по изобразительной деятельности

 

II подгруппа детей со средним уровнем умений и навыков изобразительной деятельности:

Юферов П., Соловьев С., Береншейн Д., Байтимирова Д., Фарвазова Л., Кудрявцев С., Якупова Л.

Рисование натему: «Овощи», «Фрукты на тарелке», «Что бывает круглым», «Осенний урожай», «Натюрморт».

Цель:формирование у детей изобразительных и тех­нических умений и навыков; закрепление рисования ок­руглых форм и закрашивания предметов в разных направ­лениях (по прямой, наклонной), умения подбирать соче­тание цветов в теплой гамме.

Рисование на темы:«Елка», «Пихта», «Лиственница».

Цель:обучение детей умению использовать в рисова­нии выразительные средства (ритм, симметрию), различ­ные оттенки зеленого цвета, закрепить навык рисования способами «мазок» и «сухая кисть».

Рисование фруктовых деревьев:«Яблоня», «Слива», «Вишня».

Цель:закрепление навыка рисования деревьев с исполь­зованием различной техники — «тычок», «сухая кисть», «мазок».

Рисование на темы:«Воробушки», «Сорока», «Снеги­ри», «Птичка на ветке», «Птичка на дереве».

Цель:учить детей рисовать фигурки птиц несложным; конструктивным способом, используя геометрические фор­мы (круг, овал); обобщать представление детей о домашних и лесных птицах, отмечать некоторые их отличительные особенности (характер окраски, размер туловища, особенности клюва); совершенствовать технический элемент рисунка — контурную линию.

Рисование на темы:«Неваляшка», «Снеговик», «Матреш­ка», «Снегурочка», «Девочка в шубке», «Наша Катя малень­кая, на ней шубка аленькая», «Платье для куклы Маши».

Цель:учить детей рисовать фигуру человека неслож­ным конструктивным способом, устанавливать зависи­мость вариантов изображения от внешнего вида человека, его одежды (зимняя, спортивная).

Рисование на темы:«Певучая контурная линия», «Цыпленок», «Курица», «Петушок-золотой гребешок», «Уточка».

Цель:вызвать у детей интерес к техническому эле­менту рисунка — контурной линии, показать возможности ее использования при изображении фигурок птиц неслож­ным конструктивным способом, используя знания геомет­рических форм; поощрять стремление детей передавать наиболее значимые или некоторые отличительные осо­бенности отдельных птиц: клюв, крылья, хвост, цветное оперение.

Рисование на темы:«Моя любимая кошечка», «Кто сказал мяу», «Собачка».

Цель:учить детей рисовать животных несложным кон­структивным способом, используя знание геометрических форм; поощрять желание отражать наиболее характерные признаки животных (длинные усы, хвост, треугольные уш­ки, пушистые лапки); использовать цветовую согласован­ность как средство передачи настроения героев.

Рисование на темы:«Золотая рыбка — вуалехвост», «Телескоп», «Прудовой карась», «Верхоплавки».

Цель:побуждать детей замечать, что вариативность изо­бражения одного и того же объекта часто обусловлена его природным многообразием, приучать их выбирать варианты изображения предметов и объектов, которые для него наи­более доступны и понятны; показать детям, как, меняя фор­му туловища и величину хвоста, можно нарисовать разных по внешнему виду рыбок.

 

Перспективный план работы по изобразительной деятельности для работы с детьми со средним уровнем развития

Месяц Название мероприятия Цель
сентябрь Диагностика на констатирующем эксперименте Выявление уровня знаний и умений детей по изобразительной деятельности.
октябрь «Овощи» Формирование у детей изобразительных и тех­нических умений и навыков; закрепление рисования ок­руглых форм и закрашивания предметов в разных направ­лениях (по прямой, наклонной), умения подбирать соче­тание цветов в теплой гамме.
«Фрукты на тарелке»
«Что бывает круглым»
«Осенний урожай»
«Натюрморт» Обучение детей умению использовать в рисова­нии выразительные средства (ритм, симметрию), различ­ные оттенки зеленого цвета, закрепить навык рисования способами «мазок» и «сухая кисть».
«Елка»
«Пихта»
«Лиственница».
ноябрь «Яблоня» Закрепление навыка рисования деревьев с исполь­зованием различной техники — «тычок», «сухая кисть», «мазок».
«Слива»
«Вишня»
«Воробушки» Учить детей рисовать фигурки птиц несложным; конструктивным способом, используя геометрические фор­мы (круг, овал); обобщать представление детей о домашних и лесных птицах, отмечать некоторые их отличительные особенности (характер окраски, размер туловища, особенности клюва); совершенствовать технический элемент рисунка — контурную линию.
«Воробушки»
«Сорока»
«Снеги­ри»
«Птичка на ветке»
декабрь «Птичка на дереве»
«Неваляшка» Учить детей рисовать фигуру человека неслож­ным конструктивным способом, устанавливать зависи­мость вариантов изображения от внешнего вида человека, его одежды (зимняя, спортивная).
«Снеговик»
«Матреш­ка»
«Снегурочка»
«Девочка в шубке»
«Наша Катя малень­кая, на ней шубка аленькая»
«Платье для куклы Маши»
  январь   «Певучая контурная линия» Вызвать у детей интерес к техническому эле­менту рисунка — контурной линии, показать возможности ее использования при изображении фигурок птиц неслож­ным конструктивным способом, используя знания геомет­рических форм; поощрять стремление детей передавать наиболее значимые или некоторые отличительные осо­бенности отдельных птиц: клюв, крылья, хвост, цветное оперение.
«Цыпленок»
«Курица»
«Петушок-золотой гребешок»
«Уточка»
«Моя любимая кошечка» Учить детей рисовать животных несложным кон­структивным способом, используя знание геометрических форм; поощрять желание отражать наиболее характерные признаки животных (длинные усы, хвост, треугольные уш­ки, пушистые лапки); использовать цветовую согласован­ность как средство передачи настроения героев.
«Кто сказал мяу» Побуждать детей замечать, что вариативность изо­бражения одного и того же объекта часто обусловлена его природным многообразием, приучать их выбирать варианты изображения предметов и объектов, которые для него наи­более доступны и понятны; показать детям, как, меняя фор­му туловища и величину хвоста, можно нарисовать разных по внешнему виду рыбок.
«Собачка»
Диагностика на формирующем эксперименте Выявление уровня знаний и умений детей по изобразительной деятельности.

 

III подгруппа детей с низким уровнем умений и навыков изобразительной деятельности:

Шайхутдинова Л., Сафиуллин Д., Ефимова А., Ткаченко Д., Ступина Л., Ибрагимов Р.

В работе с данной подгруппой использовалась на первом этапе предварительная работа:

Предварительная работа:

Тема: «Овощи, фрукты»

Цель: Учить детей определять и различать форму, цвет, размер, характер поверхности, внимательно рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов, необычнос­тью их формы, цвета, поверхности, сочетанием предметов, их расстановкой (композицией), стимулировать эстетичес­кие оценки и суждения.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

· рассматривание овощей, их сравнение (огурец, поми­дор, морковь, арбуз);

· рассматривание фруктов (яблоко, апельсин, лимон);

· игровые упражнения: «Сложи картину», «Найди нуж­ные овощи (фрукты)», «Узнай по вкусу»;

· найти на картинке овощи и фрукты;

· составление натюрморта из овощей, фруктов, веток;

· рассматривание натюрмортов, написанных в теплой гам­ме («Яблоки на красном фоне». К. Петрова-Водкина; «Розо­вые яблоки на круглом столе» П. Кончаловского; «Овощи и фрукты» И. Михайлова.