Программа формирования умений и навыков изобразительной деятельности в процессе индивидуальной работы с учетом уровня сформированности умений и навыков детей
В целях реализации индивидуального подхода мы разделили детей на подгруппы в соответствии с уровнем овладения умениями и навыками изобразительной деятельности.
I подгруппа – дети с высоким уровнем овладения умениями и навыками изо деятельности:
Платунова Л., Скакунова И., Петрова К., Кильдиярова Г., Платунов В., Хисматуллина Э., Кберман С.
Цель работы: развитие творческих способностей и творческого подхода при рисовании.
Детям предлагались лишь творческие задания.
Творческие задания натемы: «В лесу», «Радостная осень», «Чудо-дерево», «Волшебный сад».
Цель:создавать выразительный образ природы, проявлять творчество, используя полученные знания, умения и навыки; закрепить умение применять сочетание цветов и их оттенков.
Творческие задания:«Птички прыгают по дорожке», «Птицы в лесу», «Зимующие птицы», «Птичий двор».
Цель:учить детей переходить на начальном этапе рисунка от общей схемы к его конкретизации посредством важных деталей, отображающих главные признаки или особенности художественного образа (петушок гордый, курочка скромная), учить проявлять творчество в создании художественного образа.
Творческие задания:«Кто живет в лесу», «Грустные зверюшки», «Поедем в гости», «Мишка и зайчик летят на самолете», «Ежик в гости пришел», «Капризная кошка», «Смелая собачка».
Цель: продолжить учить детей проявлять творчество при создании художественного образа, применять полученные технические умения и навыки при передаче новых форм предметов и объектов.
Творческие задания:«Елка», «Снегурочка на елке», «В гостях у Снегурочки», «Зимние забавы», «Зимой на прогулке», «Вышла Катя погулять», «Зимний лес».
Цель:учить детей составлять несложные сюжеты из двух — трех знакомых предметов, связанных между собой.
Перспективный план работы с детьми с высоким уровнем развития
№ | Месяц | Название | Цель |
сентябрь | Диагностика на констатирующем эксперименте | Выявление уровня знаний и умений детей по изобразительной деятельности. | |
октябрь | «В лесу» | Создавать выразительный образ природы, проявлять творчество, используя полученные знания, умения и навыки; закрепить умение применять сочетание цветов и их оттенков. | |
«Радостная осень», | |||
«Чудо-дерево» | |||
«Волшебный сад». | |||
«Птички прыгают по дорожке» | Учить детей переходить на начальном этапе рисунка от общей схемы к его конкретизации посредством важных деталей, отображающих главные признаки или особенности художественного образа (петушок гордый, курочка скромная), учить проявлять творчество в создании художественного образа. | ||
«Птицы в лесу» | |||
ноябрь | «Зимующие птицы» | ||
«Птичий двор» | |||
«Кто живет в лесу» | Продолжить учить детей проявлять творчество при создании художественного образа, применять полученные технические умения и навыки при передаче новых форм предметов и объектов. | ||
«Грустные зверюшки» | |||
«Поедем в гости» | |||
«Мишка и зайчик летят на самолете» | |||
декабрь | «Ежик в гости пришел» | ||
«Капризная кошка» | |||
«Смелая собачка» | |||
«Елка» | Учить детей составлять несложные сюжеты из двух — трех знакомых предметов, связанных между собой. | ||
«Снегурочка на елке» | |||
«В гостях у Снегурочки» | |||
январь | «Зимние забавы» | ||
«Зимой на прогулке» | |||
«Вышла Катя погулять» | |||
«Зимний лес» | |||
Диагностика на формирующем эксперименте | Выявление уровня знаний и умений детей по изобразительной деятельности |
II подгруппа детей со средним уровнем умений и навыков изобразительной деятельности:
Юферов П., Соловьев С., Береншейн Д., Байтимирова Д., Фарвазова Л., Кудрявцев С., Якупова Л.
Рисование натему: «Овощи», «Фрукты на тарелке», «Что бывает круглым», «Осенний урожай», «Натюрморт».
Цель:формирование у детей изобразительных и технических умений и навыков; закрепление рисования округлых форм и закрашивания предметов в разных направлениях (по прямой, наклонной), умения подбирать сочетание цветов в теплой гамме.
Рисование на темы:«Елка», «Пихта», «Лиственница».
Цель:обучение детей умению использовать в рисовании выразительные средства (ритм, симметрию), различные оттенки зеленого цвета, закрепить навык рисования способами «мазок» и «сухая кисть».
Рисование фруктовых деревьев:«Яблоня», «Слива», «Вишня».
Цель:закрепление навыка рисования деревьев с использованием различной техники — «тычок», «сухая кисть», «мазок».
Рисование на темы:«Воробушки», «Сорока», «Снегири», «Птичка на ветке», «Птичка на дереве».
Цель:учить детей рисовать фигурки птиц несложным; конструктивным способом, используя геометрические формы (круг, овал); обобщать представление детей о домашних и лесных птицах, отмечать некоторые их отличительные особенности (характер окраски, размер туловища, особенности клюва); совершенствовать технический элемент рисунка — контурную линию.
Рисование на темы:«Неваляшка», «Снеговик», «Матрешка», «Снегурочка», «Девочка в шубке», «Наша Катя маленькая, на ней шубка аленькая», «Платье для куклы Маши».
Цель:учить детей рисовать фигуру человека несложным конструктивным способом, устанавливать зависимость вариантов изображения от внешнего вида человека, его одежды (зимняя, спортивная).
Рисование на темы:«Певучая контурная линия», «Цыпленок», «Курица», «Петушок-золотой гребешок», «Уточка».
Цель:вызвать у детей интерес к техническому элементу рисунка — контурной линии, показать возможности ее использования при изображении фигурок птиц несложным конструктивным способом, используя знания геометрических форм; поощрять стремление детей передавать наиболее значимые или некоторые отличительные особенности отдельных птиц: клюв, крылья, хвост, цветное оперение.
Рисование на темы:«Моя любимая кошечка», «Кто сказал мяу», «Собачка».
Цель:учить детей рисовать животных несложным конструктивным способом, используя знание геометрических форм; поощрять желание отражать наиболее характерные признаки животных (длинные усы, хвост, треугольные ушки, пушистые лапки); использовать цветовую согласованность как средство передачи настроения героев.
Рисование на темы:«Золотая рыбка — вуалехвост», «Телескоп», «Прудовой карась», «Верхоплавки».
Цель:побуждать детей замечать, что вариативность изображения одного и того же объекта часто обусловлена его природным многообразием, приучать их выбирать варианты изображения предметов и объектов, которые для него наиболее доступны и понятны; показать детям, как, меняя форму туловища и величину хвоста, можно нарисовать разных по внешнему виду рыбок.
Перспективный план работы по изобразительной деятельности для работы с детьми со средним уровнем развития
№ | Месяц | Название мероприятия | Цель |
сентябрь | Диагностика на констатирующем эксперименте | Выявление уровня знаний и умений детей по изобразительной деятельности. | |
октябрь | «Овощи» | Формирование у детей изобразительных и технических умений и навыков; закрепление рисования округлых форм и закрашивания предметов в разных направлениях (по прямой, наклонной), умения подбирать сочетание цветов в теплой гамме. | |
«Фрукты на тарелке» | |||
«Что бывает круглым» | |||
«Осенний урожай» | |||
«Натюрморт» | Обучение детей умению использовать в рисовании выразительные средства (ритм, симметрию), различные оттенки зеленого цвета, закрепить навык рисования способами «мазок» и «сухая кисть». | ||
«Елка» | |||
«Пихта» | |||
«Лиственница». | |||
ноябрь | «Яблоня» | Закрепление навыка рисования деревьев с использованием различной техники — «тычок», «сухая кисть», «мазок». | |
«Слива» | |||
«Вишня» | |||
«Воробушки» | Учить детей рисовать фигурки птиц несложным; конструктивным способом, используя геометрические формы (круг, овал); обобщать представление детей о домашних и лесных птицах, отмечать некоторые их отличительные особенности (характер окраски, размер туловища, особенности клюва); совершенствовать технический элемент рисунка — контурную линию. | ||
«Воробушки» | |||
«Сорока» | |||
«Снегири» | |||
«Птичка на ветке» | |||
декабрь | «Птичка на дереве» | ||
«Неваляшка» | Учить детей рисовать фигуру человека несложным конструктивным способом, устанавливать зависимость вариантов изображения от внешнего вида человека, его одежды (зимняя, спортивная). | ||
«Снеговик» | |||
«Матрешка» | |||
«Снегурочка» | |||
«Девочка в шубке» | |||
«Наша Катя маленькая, на ней шубка аленькая» | |||
«Платье для куклы Маши» | |||
январь | «Певучая контурная линия» | Вызвать у детей интерес к техническому элементу рисунка — контурной линии, показать возможности ее использования при изображении фигурок птиц несложным конструктивным способом, используя знания геометрических форм; поощрять стремление детей передавать наиболее значимые или некоторые отличительные особенности отдельных птиц: клюв, крылья, хвост, цветное оперение. | |
«Цыпленок» | |||
«Курица» | |||
«Петушок-золотой гребешок» | |||
«Уточка» | |||
«Моя любимая кошечка» | Учить детей рисовать животных несложным конструктивным способом, используя знание геометрических форм; поощрять желание отражать наиболее характерные признаки животных (длинные усы, хвост, треугольные ушки, пушистые лапки); использовать цветовую согласованность как средство передачи настроения героев. | ||
«Кто сказал мяу» | Побуждать детей замечать, что вариативность изображения одного и того же объекта часто обусловлена его природным многообразием, приучать их выбирать варианты изображения предметов и объектов, которые для него наиболее доступны и понятны; показать детям, как, меняя форму туловища и величину хвоста, можно нарисовать разных по внешнему виду рыбок. | ||
«Собачка» | |||
Диагностика на формирующем эксперименте | Выявление уровня знаний и умений детей по изобразительной деятельности. |
III подгруппа детей с низким уровнем умений и навыков изобразительной деятельности:
Шайхутдинова Л., Сафиуллин Д., Ефимова А., Ткаченко Д., Ступина Л., Ибрагимов Р.
В работе с данной подгруппой использовалась на первом этапе предварительная работа:
Предварительная работа:
Тема: «Овощи, фрукты»
Цель: Учить детей определять и различать форму, цвет, размер, характер поверхности, внимательно рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, поверхности, сочетанием предметов, их расстановкой (композицией), стимулировать эстетические оценки и суждения.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
· рассматривание овощей, их сравнение (огурец, помидор, морковь, арбуз);
· рассматривание фруктов (яблоко, апельсин, лимон);
· игровые упражнения: «Сложи картину», «Найди нужные овощи (фрукты)», «Узнай по вкусу»;
· найти на картинке овощи и фрукты;
· составление натюрморта из овощей, фруктов, веток;
· рассматривание натюрмортов, написанных в теплой гамме («Яблоки на красном фоне». К. Петрова-Водкина; «Розовые яблоки на круглом столе» П. Кончаловского; «Овощи и фрукты» И. Михайлова.