Изучение рисования по замыслу

Г.А. Урунтаевой, Г.А. Афонькиной

Подготовка исследования.Приготовить листы бумаги форматом 21x29,8 см, набор из 6 цветных карандашей.

Проведение исследования.Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет и включает 3 серии с интервалом в 5-7 дней.

Первая серия. Ребенку предлагают нарисовать, что он хочет.

Вторая серия. Перед началом рисования по замыслу ребенка просят назвать, что он будет рисовать.

Третья серия. Ребенка просят рассказать, что он нарисует, как расположит предметы на листе бумаги, и описать предметы, которые он собирается изобразить.

Время рисования во всех сериях не ограничивают. После завершения рисунка ребенка спрашивают: «Ты нарисовал то, что хотел?» Если он отвечает «Нет», его просят объяснить, почему рисунок получился не такой, какой задумывался.

Обработка данных.Анализируют соответствие рисунка первоначальному замыслу во второй и третьей сериях. Определяют среднее число детей, изменивших замысел в этих сериях. Сравнивают успешность рисования в первой серии с рисованием во второй и третьей сериях. Делают вывод о том, как влияет на удержание замысла его формулирование в развернутой речи.

 

Кроме этого анализируется:

· качество изображения (законченное или незаконченное);

· качество передачи формы предмета (непростая, сложная, увеличенная, схематичное изображение, приближенное к реальному, соотношение частей);

· способы передачи формы предмета (прерывная, непрерывная);

· характер линии при передаче изображения (резкость, плавность, размах);

· умение составлять новый цветовой тон, сочетать различные материалы (гуашь, восковые мелки, и т.д.), отбирать способы изображения в соответствии с создаваемым образом;

· умение использовать для большей выразительности образа изображение позы, движения, жестов, размера, деталей;

· умение передавать признаки сказочности (необычности цветовой характеристики, окружающей среды, одежды и т.д.).

 

Констатирующий эксперимент

Таблица 1