Г.А. Урунтаевой, Г.А. Афонькиной

При составлении схемы анализе учитывались некоторые критерии, выделенные Т. С. Комаровой (Изобразительная деятельность в детском саду. — М., 1990. - С. 135-137).

Подготовка исследования.Подобрать темы для предметного и сюжетного рисования в соответствии с возрастом детей. Приготовить листы бумаги форматом 21х29 см, набор из 6 цветных карандашей.

Проведение исследования.С детьми 3-7 лет индивидуально проводится 2 серии с интервалом в 2-3 дня.

Первая серия. Ребенку предлагают нарисовать определенный предмет.

Вторая серия. Ребенку предлагают нарисовать сюжетную картинку на определенную тему.

Время рисования в каждой серии не ограничивается. Ребенок рисует самостоятельно. После окончания рисования его просят рассказать, что он нарисовал.

Обработка данных.Данные протоколов анализируют по схеме:

I. Содержание рисунка: передает задаваемую тему или не передает

II. Особенности изображения

1. Передача формы:

• простая или сложная;

• передана точно, немного искажена или не удалась.

2. Строение предмета (части расположены, верно, немного искаженно, неверно).

3. Передача пропорций предмета (переданы, верно, немного нарушены, не удались).

4. Композиция:

• вытянутое, окученное изображение или нет единства;

• пропорциональное или непропорциональное построение (отношение по величине разных изображений);

• симметричное или несимметричное построение;

• ритмичное или неритмичное построение;

• миниатюрное или увеличенное изображение;

• расположение отдельных изображений (по всему листу, по полосе - так называемое фризовое);

• количество событий, изображенных на одном листе бумаги.

5. Передача движений: статичное или динамичное изображение.

6. Цвет:

• передана реальная окраска предмета или есть отступления от нее;

• преобладают насыщенные или бледные тона;

• многоцветная раскраска или преобладание одного-двух цветов.

III. Проявления творчества в рисунке

1. Замысел (для анализа второй серии):

• когда возникает: до начала рисования или в его процессе;

• изменяется ли по ходу рисования, в чем это проявляется и почему происходит;

• какова оригинальность замысла и готового рисунка.

2. Выразительные средства, какие выразительные средства использует (цвет, форма, ритм, композиция и т.д.).

IV. Проявления самостоятельности

1. Требовалась ли в процессе рисования помощь, взрослого и какая.

2. Обращался ли ребенок с вопросами (указать какими), просьбами о помощи к взрослому.

V. Отношение к процессу и результату рисования

1. Эмоциональная окрашенность процесса рисования.

2. Отношение к готовому рисунку.

3. Увлеченность процессом рисования, в чем он состоит.

Также нами была продумана бальная система:

3 балла - присваивается каждому оцениваемому критерию и высокий уровень характеризуется тем, что рисунки детей передают задаваемую тему, передают верно, содержание, форма сложная, части расположены, верно, использует смешанные цвета, преобладают насыщенные цвета, замысел оригинальный, при тематическом рисовании элементы сказочности и фантастичности, ребенок работает самостоятельно и эмоционально окрашено.

2 балла –присваиваются, каждому оцениваемому критерию и данный уровень характеризуется тем, что рисунки детей несколько неточны, по цвету однообразны, но также содержат творческие элементы и при работе ребенок имеет высокий уровень самостоятельности и эмоциональной окрашенности работы.

1 балл - низкий уровень. Рисунки детей данного уровня не передают замысел, искажают форму и размеры, части изображаемого объекта. Они бледны по цветовой гамме, однообразны, при работе ребенок постоянно обращается к помощи педагога, рисует с неохотой.