Ответственность и долг СР перед клиентом и его близкими
Ответственность и долг СР перед самим собой
Ответственность и долг СР перед коллективом
Ответственность и долг СР перед профессией
Значимость и уязвимость данной профессии, необходимость определения статуса и повышение престижа – вот те факторы, которые влияют на содержание долга СР перед профессией. Он состоит в следующем:
· утверждать СР как необходимый общественный институт, имеющий высокую престижность и значимость в глазах общества;
· относиться к труду как главному делу своей жизни, как к средству реализации своих способностей, потребностей, идеалов, быть проводником этих идеалов, способствовать их утверждению в общественном сознании;
· пропагандировать знания о профессии, рекламировать социальные услуги, формировать положительное общественное мнения о СР;
· выполнять требования профессиональной этики и возложенные функции;
· поддерживать моральную чистоту профессии, быть примером гуманного отношения к человеку, честности, милосердия, справедливости и др.
(цитата из Кодекса США, Кодекса Этики СП и СР России)
· поддержание стабильности и сплоченности коллектива;
· разрешать все противоречия только в интересах дела и на основе нравственных принципов;
· проявлять уважение к опыту членов коллектива и заботиться о сохранении их авторитета;
· содействовать повышению их мастерства и личностного уровня развития;
· нести ответственность за эффективность деятельности всего коллектива;
· строить отношения на высших моральных нормах (честность, порядочность, открытость и др.);
· быть заинтересованным в свободном выражении коллегами своего мнения, в позитивной критике себя, коллег, начальства;
· критически относиться (быть нетерпимым к проявлению непрофессионализма, нарушению профессионального долга и др.).
(см. Кодекс США, Кодекс Этики СП и СР России)
· развитие потребности в признании и уважении себя как личности и специалиста со стороны общества и коллег;
· творческое выполнение профессиональных обязанностей, постоянное с самосовершенствование;
· поддержание своих профессиональных чести и достоинства;
· быть объективным в самооценке себя как личности и специалиста;
· завоевание высокого неформального авторитета в общественном мнении.
· быть заинтересованным в укреплении и совершенствовании своих отношений с клиентом и его близкими
· содействовать наиболее полной самореализации личности клиента
· уважать клиента как личность
· предъявлять разумные требования к нему
· устанавливать деловые и личные отношения с клиентом
· создавать и поддерживать у клиента оптимистическое настроение
· оказывать помощь в приобретении уважения со стороны социального окружения
· изучать внутренний духовный мир клиента
· преодолевать негативные чувства по отношению к клиенту и не демонстрировать их
!!! Профессиональная этика не считает безнравственным выполнение в отдельных случаях своего долга без удовольствия и по внутреннему принуждению.
· Обеспечивать постоянный контакт с окружением клиента, проявляя при этом внимание, уважение, доверие, учет мнения, привлекая к сотрудничеству
· Объективно оценивать возможности социального окружения, готовность включиться в совместную деятельность, степень эгоизма
· Специалист по СР не имеет права упрекать родных и близких клиента в равнодушии, невмешательстве, делать скоропалительные выводы. Он должен преодолеть противоречия во взаимоотношениях клиента со своим окружением, их взаимное отчуждение, согласовать интересы, пробудить интерес к совместной деятельности.
(дополнить из Кодекса этики национальной ассоциации СР США)
3. Особенности проявления категорий деонтологии в различных видах социальной работы.