Понятие и принципы деонтологии социальной работы

ЛИТЕРАТУРА

ЛЕКЦИЯ 6. ДЕОНТОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (2 ЧАСА)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разговор о технологии ведения консультативной беседы можно продолжать еще очень долго. К тому же у каждого опытного профессионала есть свои приемы и “уловки”, помогающие в работе с самыми разными клиентами. Но завершая этот раздел, хочется еще раз повторить: для того чтобы овладеть всеми этими приемами на действительно высоком уровне, необходимы долгие часы работы под наблюдением опытного профессионала-супервизора. Только в этом случае можно увидеть себя со стороны, понять и отрефлексировать многое, что иначе останется незамеченным.

 

 

Подготовил:

Ст. преподаватель И.В.Чернова

 

 

1. Понятие и принципы деонтологии социальной работы.

2. Деонтология различных типов профессиональных отношений.

3. Особенности проявления категорий деонтологии в различных видах социальной работы.

1. Бербешкина З.А. Этика социального работника. – В сб.: Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. – М.: РГСИ, 1992, с.210-216.

2. Биомедицинская этика / Под общ. ред. Мишаткиной Т.В., Денисова С.Д., Яскевич Я.С. – Минск: ТетраСиситемс, 2003. – 304 с.

3. Медицинская этика и деонтология / под ред. Г.В.Морозова, Г.И.Царе городцева. – М.: Медицина, 1983.

4. Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. – Мн.: Народная асвета, 1977.

5. Словарь по этике. – М.: Политиздат, 1989.

6. Ценности и этика / Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. – Том 3. Р-Я. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. – C. 385-392.

  1. Этические основы социальной работы / Теория и методика социальной работы (Краткий курс). – М.: Союз, 1994. – C. 33-39.

 

Термин «деонтология» (от греч. deonthos — должный) для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен в XVIII веке английским философомБентамом. Первоначально Бентам вкладывал в это понятие довольно узкое религиозно-нравственное содержание, имея ввиду долг и обязанности верующего перед Богом, религией, а затем употребил его для обозначения теории нравственности в целом.

Вскоре понятие «деонтология» стало применяться в ином смысле – в качестве термина, обозначающего должное поведение, поступки и действия отдельной личности или специалиста, а учение – деонтология – стала отличаться от аксиологии – учении о нравственных ценностях.

С формированием деонтологии этика из морали добродетель­ного поведения стала моралью нормы, поскольку норма фиксирует должное в определенных правилах. Так в теории этики был совершен еще один шаг от морали отдельных нравственных качеств к морали, опирающейся на закон.

Практически каждая современная профессия формирует собственные представления о должном, одновременно сопоставляя его с сущим. На основании представлений о должном складываются требования к поведению и действиям, которые в отношении специалиста выступают как его профессиональный долг и обязанности. В понятие профессионального долга всегда входят не только функциональные обязанности представителей той или иной профессии, но и ответственность этих людей перед коллегами, перед профессией как таковой, перед обществом.

Понятие «деонтология» существенно уже понятия «профессиональная этика». Если этика раскры­вает сущность профессионального долга, то деонтология вы­являет специфику его реализации в конкретных видах взаи­моотношений.

В этике социальной работы понятие «долг» обозначает совокупность обязанностей специалиста перед государством, об­ществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними. Сознание своего долга определя­ет поведение специалиста, выбор им определенных норм мо­рали, которым он следует в своей повседневной практической деятельности. В отличие от профессиональных обязанностей, профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная по­требность, глубокая убежденность в необходимости опреде­ленных действий.

В категории «долг» наиболее ярко проявляется социальный характер деятельности социального работника и нормативный характер профессиональной этики. Специфическое содержание и основные черты долга социального работника определяются содержанием его профессиональной деятельности.

Понятие профессионального долга вменяет в обязанность специалисту быть способным предвидеть последствия своей деятельности, особенно негативные последствия, – в соответствии с известным принципом «прежде всего, не навреди» (Гиппократ).

Деонтология является одной из основ профессиональной дея­тельности социальных работников, медицинских работников, учителей, психологов и представителей других профессий, объектом деятельности которых является человек, а професси­ональные действия непосредственно связаны и направлены на достижение физического, психического и социального здоровья и благополучия человека, его социального окружения и обще­ства. Деонтология как отдельная область, разрабатываемая с древних времен, до настоящего времени больше была связана с медициной, составляя ее отдельный раздел. Социальная работа в ее теперешнем понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии.

Деонтология социальной работы – это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и про­фессиональных обязанностях, ответственности социально­го работника (трудового коллектива, учреждения социаль­ной защиты) перед обществом и государством, перед социалъной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.

Осознание социальным работником своего профессиональ­ного долгаесть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мо­тивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности. Таким образом, про­фессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, определяющих поведение специалиста.

Соотношение морального и профессионального долга: моральный долг как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения для социального работника является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии. Требования морального долга заставляют социального работника рассматривать свои обязанности шире, чем эго требует профессиональный долг.

Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональ­ным и моральным долгом, социальный работник учитывает и юри­дические, и профессиональные требования, установленные для него обществом, принимает во внимание возможную реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на вы­полнение или невыполнение им своего долга. Вместе с тем он поступает:

свободно, поскольку принятая обществом система морально-нрав­ственных нормативов не является универсальной и из всего многооб­разия норм, которые имеют место в обществе, специалист может выбирать те, которые в наиболь­шей степени отвечают его внутренним устремлениям и представле­ниям о добре и благе;

сознательно, так как решение поступить так или иначе принято им самостоятельно или в результате консультаций с коллегами и клиентом в силу осознанной, ситуативно обусловленной необходи­мости, путем выбора из значительного количества вариантов воз­можных решений;

добровольно, поскольку чувство долга стало его убеждением и доминирующим мотивом деятельности, и именно это обстоятель­ство определяет поведение и деятельность специалиста в повсед­невной практике.

Осознание социальным работником своего профессионального долга означает:

· высокий профессионально-квалификационный уровень как га­рант качества работы;

· четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросо­вестное и неукоснительное их выполнение;

· профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;

· глубокую убежденность в необходимости выполнения своих про­фессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;

· сознательное и активное участие в профессиональной деятельно­сти с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;

· заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы;

· высокую организованность и сознательную дисциплину, привыч­ку к должному поведению

· наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;

· стремление постоянно совершенствоваться в профессии.

Деятельность социального работника, имеющая в своей основе должное поведение, всегда ориентирована на тщательность, творческое выполнение профессиональных обязанностей; достижение высоких результатов, сопровождающиеся сознанием личной ответственности за произведенные действия. Такая деятельность стимулируется потребностью в самоуважении, поддержании профессионального авторитета и личного достоинства, статуса трудового коллектива и профессии в обществе. Она не может быть ориентирована на чисто внешние показатели, на поддающиеся официальному учету и контролю критерии эффективности с целью получения поощрения в любой форме.

Деонтология социальной работы включает в себя определен­ные принципы:

· личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;

· компетентности специалиста;

· рационального подхода к решению поставленных задач;

· соответствия полномочий и ответственности;

· правовой регламентации деятельности;

· подотчетности;

· инициативы и творческого подхода;

· организованности и дисциплины;

· контроля и проверки исполнения;

· критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента;

· доверия и свободы действий;

· поощрения и наказания и другие.