Введение
Содержание
Введение……………………………………………………………... Глава I. Теоретическое исследование реализации индивидуального подхода в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста………………………... 1.1. Роль и освоение изобразительного искусства в дошкольном возрасте………………………………………………………………. 1.2. Методические аспекты формирования изобразительной деятельности…………………………………………………………. 1.3. Реализация индивидуального подхода в обучении дошкольников изобразительной деятельности в программах обучения и воспитания детей в ДОУ……………………………… Выводы……………………………………………………………….. Глава II. Опытно-экспериментальное исследование реализации индивидуального подхода в обучении изобразительной деятельности дошкольников……………………………………….. 2.1. Уровень овладения умениями и навыками изобразительной деятельности детей………………………………………………….. 2.2. Программа формирования умений и навыков изобразительной деятельности в процессе индивидуальной работы с учетом уровня сформированности умений и навыков детей………………………………………………………………….. 2.3. Контрольный эксперимент. Результаты формирования умений и навыков изобразительной деятельности при организации индивидуальной работы с детьми по подгруппам с учетом индивидуальных уровней…………………………………... Выводы……………………………………………………………….. Заключение…………………………………………………………... Список литературы………………………………………………….. Приложение ………………………………………………………… |
Введение
В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для всестороннего развития детей. Являясь для них самой интересной, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение.
Изобразительная деятельность — важнейшее средство эстетического воспитания. Это подчеркивали многие художники, искусствоведы, философы, педагоги, психологи, ученые. Это отмечали еще древние греки, произведения искусства которых до сих пор потрясают и радуют мир красотой и совершенством, много веков служат эстетическому воспитанию человека.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства.
Есть дети непоседы, шумные и энергичные, они всегда в курсе всех событий, их интересует все новое и необычное, они любят игры, связанные с бегом, не любят тихих и спокойных занятий. Есть дети медлительные и спокойные, которым нравится подолгу сидеть, рассматривая книжки, играть в куклы. Некоторые очень обидчивы, малейшее невнимание, резкое замечание может вызвать у них слезы и переживания. В каждом коллективе можно встретить детей самого различного темперамента, поведения и характера. У одних довольно рано обнаруживаются способности и дарования, другие внешне замкнуты, нерешительны, их интересы и способности не проявляются столь ярко.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы, содержание которых направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, на удовлетворение потребности детей в самовыражении, выдвигают такие задачи, как развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
Данное исследование ставит своей целью раскрытие реализации индивидуального подхода при обучении дошкольников изобразительной деятельности.
Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ разработок и программ отечественных педагогов в области изобразительной деятельности;
2. Провести анализ методических программ обучения и воспитания детей дошкольного возраста по разделу обучение изобразительной деятельности;
3. Раскрыть реализацию индивидуального подхода при обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в рамках основных программ обучения и воспитания детей в детском саду;
4. Провести педагогическое исследование сформированности изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста;
5. Провести коррекционно-развивающую работу в соответствии с индивидуальными уровнями сформированности изобразительных навыков детей;
6. Обобщить результаты исследования.
Гипотеза исследования: Учет индивидуального уровня овладения умениями и навыками изобразительной деятельности дошкольников и реализация индивидуального подхода при организации педагогической работы позволит значительно повысить уровень овладения данными умениями и навыками детей.
Предмет: Индивидуальный подход при обучении изобразительной деятельности.
Объект: Педагогический процесс обучения изобразительной деятельности.
Методы исследования: 1. Наблюдение за детьми;
2. Экспериментальные и диагностические методики;
3. Анализ и обобщение литературных источников по проблеме.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе обобщен материал по реализации индивидуального подхода в обучении детей изобразительной деятельности и дается четкий механизм практической реализации данного принципа в работе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе представлены материалы по изучению уровня сформированности и непосредственно образовательная деятельность по развитию изобразительных умений и навыков детей, что может быть полезным в работе воспитателей и руководителей изо деятельности с детьми.
Структура работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения и приложений.