Тема 1. Оперативно-розыскная деятельность как особый вид государственной деятельности
Кафедра организации режима, охраны и конвоирования в УИС
УТВЕРЖДАЮ | |
Начальник кафедры ОРОиК майор внутренней службы __________________ С.С. Кочедыков | |
«____» _____________ 2012 г. |
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине «Основы оперативно-розыскной деятельности»
Вид занятия:лекционное
Время:2 часа (90 мин)
Место проведения:учебная аудитория
Категория обучающихся: курсанты 4-го курса (очная форма обучения)
Воронеж – 2012
Цели занятия:
а) образовательная (изучение; раскрытие; ознакомление; формирование знания, умения, компетенции);
б) развивающиеся (формирование и развитие познавательного интереса учащихся к предмету; формирование и развитие самостоятельности; овладение основными способами мыслительной деятельности; развитие речи);
в) воспитательная (формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности; воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям).
Учебно-материальное обеспечение:
Дидактический, иллюстрированный и раздаточный материал по теме: «Оперативно-розыскная деятельность как особый вид государственной деятельности».
Метод(ы) обучения:
Объяснительно – репродуктивный.
Учебные вопросы:
1. Исходные положения оперативно-розыскной деятельности;
2. Цели, задачи и функции оперативно-розыскной деятельности;
3 Принципы оперативно-розыскной деятельности.
Основные понятия:
Оперативно-розыскная деятельность, цели оперативно-розыскной деятельности, принципы оперативно-розыскной деятельности, конфидент.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. – М. : Эксмо. К 65 2012. – 32с. – (Законы и кодексы);
2.Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 1997 г. № 101-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 33. – Ст. 3349; 1997. – № 29. – Ст. 3502.
Ход занятия: | Время, мин. |
1.Вводная часть: рапорт командира, проверка наличия личного состава, проверка готовности обучающихся к занятию; мотивационное обеспечение учебно-познавательной деятельности (установка на участие в работе; актуализации проблемы (знаний) и др.). Определение порядка работы на занятии и др. | 5 мин. |
2.Основная часть: Сообщение новых знаний преподавателем и усвоение их обучаемыми. Рассмотрение первого вопроса лекции. Выделение определения «оперативно-розыскной деятельности». Рассмотрение видов ОРД. Отдельное рассмотрение оперативно-розыскного процесса и административной оперативно-проверочной работы как видов ОРД. Форма осуществления ОРД и её социальная роль. Рассмотрение второго вопроса, а именно рассмотрение и подробный разбор целей и задач ОРД. Рассмотрение третьего вопроса лекции. Полный анализ каждого из принципов ОРД и выделение общего понятия принципов ОРД. Характеристика понятия «конфидент». Заключительная часть лекции. | 70 мин. |
3.Подведение итогов проведенного занятия, ответ на вопросы обучаемых. Оценка работы обучающихся. | 5-7мин. |
4.Формирование домашнего задания: постановка вопросов для самопроверки и перечня заданий из учебника. | 2-3 мин. |
5.Организационное завершение занятия (сбор раздаточного дидактического материала, рапорт командира группы). | 2-3 мин. |
Вопрос 1. Исходные положения оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Особо отметим, что проведение оперативно-розыскной деятельности возможно только тогда, когда объективно затруднено или невозможно достижение поставленной цели посредством применения иных законных средств, подчеркивает исключительный, вынужденный характер этой деятельности. По существу речь идет о социально-обусловленном состоянии крайней необходимости. Причем под использованием законных средств, способов и мер следует понимать, прежде всего, те, которые предусмотрены УПК. Важно учитывать и то обстоятельство, что морально-этические основы ОРД требуют установления и законодательного закрепления ограничительного принципа ее применения.
Виды и направления ОРД. Наличие в этой деятельности различных правовых отношении определяет ее комплексный характер, где можно выделить определенные виды. Основными из них являются:
1) оперативно-розыскной процесс (как сугубо оперативно-розыскная работа);
2) административная оперативно-проверочная работа, т.е. обеспечение административно-правовых режимов с помощью оперативно-розыскных сил, средств, методов и действий.
Внутри основных видов ОРД в зависимости от решения тех или иных задач различаются подвиды. Суть тех из них заключается в том, что эта деятельность осуществляется:
для предупреждения совершения общественно опасных противоправных деяний;
- для выявления, пресечения и раскрытия преступлений;
- с целью розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания.
Кроме того, в ОРД различают иные виды (не основные). Например, в абз. 3 ст. 2 ФЗ об ОРД указан один из них - добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Формы осуществления ОРД. Под формой понимается внешнее выражение содержания данной деятельности. ОРД проводится в двух взаимодополняющих формах -гласно и негласно. Должностные лица государственных органов, осуществляющих ОРД, могут официально (гласно) представлять интересы конкретного государственного органа или выступать от его имени. Наряду с этим оперативник или лицо, содействующее проведению ОРД, могут осуществлять свои правомочия, предоставленные ФЗ об ОРД, в негласной форме.
Использование в борьбе с преступностью негласных оперативно-розыскных средств и методов наряду с гласными является вынужденной, защитной мерой общества и государства. Как правило, подготовку и совершение умышленных тяжких и особо тяжких преступлений достаточно хорошо конспирирую (в частности, при совершении преступлений против жизни человека и безопасности государства). Поэтому общество и государство не только одобрили применение против общественно опасных деяний лиц, совершающих преступления, систему законных оперативно-розыскных мероприятий, но и обязали своих представителей (субъектов) осуществлять такого рода деятельность. При ином подходе было бы весьма затруднительно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для лиц, совершающих умышленные преступления скрытно, с различными ухищрениями.
Социальная роль ОРД. Она в границах своего предмета предназначена обеспечивать реализацию правоохранительной (юрисдикционной) функции российского права, т.е. защищать присущими ей специфическими средствами человека, общество и государство от преступных посягательств. В этом заключается важнейшее проявление социальной роли ОРД.