F98.6— речь взахлеб.
Данные поведенческие расстройства диагностируются при наличии нескольких характерных симптомов, которые при этом должны сохраняться не менее 6 месяцев. Например, к расстройствам поведения относится повторяющееся и стойкое поведение, включающее следующие симптомы [9, с. 190—192]:
1) больной проявляет для своего возраста необычно частые или тяжелые вспышки гнева;
2) часто спорит со взрослыми;
3) часто активно отказывается выполнять требования взрослых или нарушает их правила;
4) часто намеренно делает вещи, которые досаждают другимлюдям;
5) часто обвиняет других в своих ошибках или поведении;
6) часто обидчив или ему легко досадить;
7) часто сердится или негодует;
8) часто злобен или мстителен;
9) часто обманывает или нарушает обещания с целью получения выгоды или уклонения от обязательств;
10) часто затевает драки (сюда не относятся драки с сибсами — братьями и сестрами);
11) использовал оружие, которое способно причинить серьезный физический вред другим людям (например, клюшку, кирпич, разбитую бутылку, нож, огнестрельное оружие);
12) несмотря на запреты родителей часто затемно остается на улице (если начало отклонений — в возрасте до 13 лет);
13) проявляет физическую жестокость по отношению к другим людям (например, связывает жертву, наносит ей порезы, ожоги);
14) проявляет физическую жестокость по отношению к животным;
15) преднамеренно разрушает чужую собственность;
16) преднамеренно разводит огонь с риском или намерением
Причинить серьезный ущерб;
17) крадет ценные вещи из дома или других мест;
18) часто прогуливает школу;
19) убегал из дома по меньшей мере дважды или убегал один раз, но больше чем на одну ночь (кроме случаев уклонения от насилия);
20) совершает преступления на виду у жертвы (включая выхватывание кошельков, вырывание сумок);
21) принуждает другого к половой деятельности;
22) частые проявления задиристого поведения (преднамеренное причинение боли, унижение, мучение);
23) проникает в чужие дома и автомобили.
Примечание. Для констатации симптомов 11, 13, 15, 16, 20, 21, 23 требуется хотя бы однократное их возникновение. Расстройство поведения диагностируется только в том случае, если оно не отвечает критериям других расстройств, таких, как диссоциальное расстройство личности, шизофрения, маниакальный эпизод, гиперкинетическое расстройство, депрессивный эпизод, эмоциональное расстройство.
В дополнение к основной систематизации используются и более частные классификации. М. Раттер расстройства поведения в детском возрастеподразделяет на две основные подгруппы:
- социализированныеформы антиобщественного поведения
- социализированноеагрессивное поведение [12, с. 280].
Дети и подростки первойгруппы хорошо адаптируются внутри антиобщественных групп, проявляют признаки эмоциональных расстройств, совершают антисоциальные
поступки в группе. Представители несоциализированного агрессивного поведения, напротив, находятся в очень плохих отношениях с ближайшим окружением — другими детьми и семьей. Для них характерны враждебность, негативизм, дерзость и мстительность.
Д. Н. Оудсхорн предлагает делить поведенческие расстройства в детском возрасте на гиперактивность и антисоциальное агрессивное {или оппозиционное) поведение [11, с. 114]. Для подросткового возраста характерны антисоциальное (делинквентное поведение, злоупотребление наркотиками, неприемлемое половое поведение
[11, с. 136].
По мнению А. Е. Личко, также распространена классификация Р.Дженкинс, которая включает 7 видов нарушений поведения в детском и подростковом возрасте: гиперкинетическая реакция, реакция ухода, реакция аутистического типа, реакция тревоги, реакция бегства, «несоциализированная агрессивность», групповые правонарушения [8, с. 31].
Девиантное поведение подростков достаточно освещено в отечественной медицинской литературе. Оно, как правило, включает такие формы, как
-делинквентное (противоправное) поведение;
-раннее употребление алкоголя и наркотических веществ; девиации
-сексуального поведения;
- суицидальное поведение;
- побеги из дома и бродяжничество [4, 8].
При этом, разрабатывая преимущественно клинические аспекты нарушенного поведения подростка, исследователи подчеркивают ведущую роль его социально-психологических детерминант.
Сопоставление психологической и медицинской классификаций позволяет сделать вывод о том, что они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. В ряде случаев один и тот же вид поведения может последовательно приобретать различные формы:
безобидная вредная привычка — отклоняющееся поведение, ухудшающее качество жизни — болезненное поведенческое расстройство, угрожающее самой жизни.