Основные подходы к объяснению девиантного поведения.

Препараты поджелудочной железы.

Классификация инсулина по длительности действия

Тип инсулина Начало действия Пик действия Продолжительность
короткого действия 30 минут 3 ч 7 ч
Среднего действия 2 ч 7 ч 18 ч
Среднего действия с быстрым началом 30 мин 5 ч 17 ч
Длительного действия 3 ч 15 ч 28 ч

Осложнения инсулин терапии: гипокома, гиперкома, аллергические реакции (местные или общие), липодистрофии в местах инъекций, развитие вторичной резистентности к инсулину (образуются антитела).

Показания к применению инсулина:

  • Сахарный диабет 1-го типа
  • Диабет 2-го типа не контролируемый диетой или пероральными гипергликемическими средствами
  • Диабет беременных
  • Диабетическая кома
  • Как добавка при в\в глюкозы

Monosuinsulinum.Ф.В.: флаконы 5-10 мл (в 1 мл 40 ЕД). П\к (можно в\м) за 15-30 минут до еды. Короткого действия.

Susp. Insulini semilongi.Среднего действия. Ф.В.: флаконы по мл (в 1 мл 40 ЕД). П\к.

Susp. Insulini long.КРС (12 ЕД). Ф.В.: флаконы по 5-10 мл ( 1 мл-40 ЕД). П\к, в\м 2 раза в сутки (среднего действия).

Susp. Insulini ultralond.Ф.В.: 5-10 мл ( в 1 мл 40 ЕД). В\м или п\к. Длительного действия.

Пероральные гипогликемические средства. Butamidum.Ф.В.: табл. 0.25 и 0.5 г. Внутрь за час до еды. 2 г в сутки.

Bucarban.Ф.В.: табл. По 0.5 N 50. . Внутрь за час до еды. 2 г в сутки.

Glibenclamid.Ф.В.: табл. 0.005 N20. 1-2 раза в день перед едой.

Maninil.Ф.В.: табл. 0.005 N20. 1-2 раза в день перед едой.

Glibubidum.Ф.В.: табл. 0.05 N 50. Внутрь по время еды. 2 раза в сутки. Показания: диабет 2-го типа, диабет на фоне тучности, инсулинрезистентный диабет.

Глюкагон.(Препарат поджелудочной железы). Стимулирует переработку гликогена в печени в глюкозу.

Препараты гормонов щитовидной железы.Секретирует гормоны: тироксин, трийодтиронин.

Thyreoidinum.Ф.В.: порошок и табл. 0.05; табл. Покрытые оболочкой по 0.1 и 0.2. Применять по 0.05 или 0.2 г в сутки. Показания: гипотиреоз, мексидерма.

Triiodthyronini hydrochloridum.Ф.В.: табл. 20 и 50 мкг. Внутрь 1-3 раза в сутки, начиная с 5-25 мкг в сутки. Постепенно увеличивать дозу до 40-60 мкг (реже до 150 мкг). Показания: гипотиреоз, мексидерма.

Kalii iodidum.Ф.В.: табл. 0.04; 0.125; 0.25; 0.5; флаконы раствор 3% -200 мл.

Rp.: Sol. Kalii iodide 3%-200 ml D.S. По 1 ст. л. 3-5 раз в день запивая теплой водой
Rp.: Kalii iodide 0.01 Aq. destill. 10 ml M.D.S. От 1 до 5 капель в день ребенку 8 лет.

Показания: эндемический зоб, гипертиреоз, тиреотоксикоз, бронхиальная астма.

Tab. “Antistruminum” N50, N 100.1 табл. 1 раз в неделю (для предупреждения эндемического зоба); 1 табл. 2 раза в день 2-3 раза в неделю при диффузном зобе.

 

 

Теория аномии.

Важное место в объяснении причин девиантного поведения занимает теория аномии (разрегулированности). Эмиль Дюркгейм использовал такой подход в своем классическом исследовании сущности, причин самоубийств. Он считал главной причиной самоубийств явление, названное им аномией. Э. Дюркгейм подчеркивал, что социальные правила играют основную роль в регулировании жизни людей. Нормы управляют их поведением, люди знают, что можно ожидать от других и чего ждут от них. Во время кризисов, войн, радикальных социальных изменений жизненный опыт мало помогает. Люди испытывают состояние запутанности и дезорганизованности. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры — все это способствует девиантному поведению. Хотя теория Э. Дюркгейма и подвергалась критике, его основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, считается общепризнанной.

С точки зрения Р.К. Мертона, аномия представляет собой результат конфликта или рассогласованности между «культурой» и «социальной структурой», нормальными, законными средствами и побуждениями к поиску новых (незаконных) способов удовлетворения потребностей. Р. Мертон выделяет 5 способов «аномического приспособления» как реакцию на анемическое напряжение в различных формах адаптации: конформность, инновация, ритуализм,ретритизм и мятеж.

Конформизм (соответствие) — единственный тип независимого поведения.

Инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения (шантаж, рэкет).

Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства.

Ретритизм (отступление) наблюдается в случаях, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения (бродяги, наркоманы).

Мятеж (бунт) — стремление заменить старые цели и средства на новые, а не только отрицание того и другого.

Т. Парсонс объясняет возникновение девиантных мотиваций невыполнением ожиданий.

Поведение подростков и молодежи он рассматривает в свете понятия аномии – состояния, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость. Этой причиной объясняется парадоксальность системы ценностей, центральное место в которой занимают ценности личного успеха и его достижения. Следование им усиливает структурную дифференциацию общества, что ведет к конфликтам и девиант-ному поведению.

Себастьян де Гразиле вводит понятие «простой» и «острой» аномии. «Простая» аномия имеет место, когда конфликт ценностей приносит беспокойство в современном искусстве, литературе, отчуждении, безличности и конкурентной вовлеченности человека. «Острая» возникает при полном распаде системы убеждений, вызывая психические расстройства, самоубийства и массовые движения.

Г. Беккер утверждал, что некоторая степень безнормности имеет место в любом обществе из-за несовершенства социализации, внутренних конфликтов и новшеств.

Ж.-Н. Фишер определяет девиантное поведение типом культуры, действующей в данной социальной системе: если ценности и нормы меняются, то само определение девиации — это сконструированная социальная реальность, которая не является простым результатом нормативных процессов, но может содержать структурирующие элементы и составлять потенциальный фактор социального изменения.«Конструкцию» феномена девиации Фишер рассматривает в трех направлениях:

а) девиация как дезадаптация (имеет два аспекта: отторжение девиантной личности, социально-психологическая иммунициация);

б) положение девиантной личности;

в) отклонение и меньшинство.

Анализируя теоретические подходы к девиации Ч. Фрейзер выделяет три основные:

1) с точки зрения социализации; 2) с позиций социально-психологической реакции; 3) с позиций социального контроля.

Н. Дж. Смелзер выделяет три компонента девиации:

1) человек, которому свойственно определенное поведение;

2) норма (ожидание), которая является критерием оценки девиантного поведения;

3) некий другой человек, социальная группа, реагирующий на поведение. Девиация определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Если придерживаться мнения о том, что в нонконформизме заложен рост конструктивного начала человеческого «Я» (В.А. Петровский, Э. Фромм), а конформиста, публично демонстрирующего подчинение навязываемому мнению, следует признать обывателем, то в идеальной поведенческой норме должны сочетаться гармоничная норма с креативностью индивида. Возможно, что столкновение «норм-идеалов» с проявлениями индивидуальности субъекта рождает проблему девиантного поведения.

ГовардиОрмен представили теорию дифференцированных возможностей. Тогда как в распоряжении членов какой-либо социальной системы имеются законные средства различного масштаба, далеко не каждому индивиду открыт доступ к нелегальным средствам. Согласно теории дифференцированной ассоциации, сформулированной Сазерлендом, девиантному поведению учатся в интеракции с другими индивидами в процессе коммуникации, который включает в себя усвоение а) техник реализации девиантного поведения и б) специфического мотивационного направления и оправдания этого поведения.

Теория клеймения (стигмации, или наклеивания ярлыков)

Основное положение этой теории состоит в том, что только тогда можно определять данное действие как девиантное, когда увидим реакцию на него другого человека. Девиантное поведение не является качеством, выражающимся собственно в поведении, но в интеракции между людьми, которых это действие затрагивает, которые на него реагируют: общественные группы утверждают девиантное поведение устанавлением правил, нарушение которых конституирует девиантное поведение; действие этих правил распространяют на определенных людей, которых клеймят как аутсайдеров.

Согласно Р. Лэйнгу, любое, даже психическое, отклонение можно понять, только обратившись к исследованию той социальной системы, в которую включен пациент. «Поведение человека, получившего психиатрический диагноз, является частью более широкой сети аномального поведения, нарушенных и вызывающих нарушение структур коммуникации. Нет никаких шизофреников, есть только шизофренические системы... Поведение психотического пациента отнюдь не является иррациональным, а, напротив, весьма разумно при взгляде со стороны его экзистенциальной позиции. Исходя из такой перспективы, даже самое путанное и странное поведение оказывается разумной стратегией выживания... Вместо психиатрических больниц мы нуждаемся в обрядах инициации, при которых, отправляясь во внутренее пространство, человек имел бы специальных проводников в лице людей, которые побывали «там» и вернулись обратно». В отличие от полноценной личности, обретшей целостность со своим трансцендентным, духовным, глубинно психическим началом, невротические и психотические качества показывают «застревание» сознания. Это хорошо подметил Лэйнг: «Мистики и шизофреники попадают в один и тот же океан; но если мистики там плавают, то шизофреники тонут».

Ему вторит С. Гроф: «Для того, чтобы определить, что нормально, а что патологично, следует опираться не на содержание и характер переживаний человека, а на то, что он с ними делает и в какой мере способен интегрировать эти необычные переживания в своей жизни. Гармоничная интеграция трансперсональных переживаний является важнейшим условием психического здоровья, и эмпатическая поддержка и помощь в этом процессе имеют решающее значение для успешной психотерапии».

Гофманн выделяет три стигмы:

1) физическая стигма (хромота, слепота, увечья);

2) люди с недостатками воли алкоголики, наркоманы, душевно больные;

3) расовая стигма (негры).

Стигматизация по сути объясняет заклеймение человека. Сюда можно добавить морально-правовую стигму (преступники, проститутки). Личность с морально-правовой стигмой можно охарактеризовать как однажды дискредитировавшую себя с нравственной и правовой стороны в глазах общественности. Гофман, таким образом, дихотомически разделил людей на «нормальных» и «стигматизированных», чей внешний вид и образ жизни отклоняются от общепринятых норм той или иной социальной общности.

Обобщение основных подходов теории клеймения (стигматизации) позволяет сделать следующие выводы:

• развитие теории клеймения ставит под сомнение различия между девиантностью и недевиантностью и исходит из того, что значимость качества поведения может оцениваться только через интерпретации, развивающиеся в процессе интеракций;

• моральное качество поступка определяется тем, как его определяют и оценивают другие люди;

• процесс клеймения зависит не только от вида поступка и его общественной значимости, но и от социального статуса нарушителя правил и отношений;

• основное внимание направлено на процесс перехода от первичной и вторичной девиации.

Вследствие стигматизации личность утверждается в девиантном статусе;

• далее может развиваться определенный девиантный стиль жизни; фактором, усиливающим девиации, является то, каким образом отдельные люди и группы

получают достаточную власть и влияние в процессе клеймения других людей с позиций девиантности.

Теория, — это способность влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов некоторым социальным или национальным группам (цыгане, лица кавказской национальности). Если на человеке ставят клеймо девианта, то он начинает себя вести соответствующим образом. Сторонники этой теории различают первичное и вторичное девиантное поведение. Первичное — поведение личности, которое позволяет навесить на человека ярлык преступника. Вторичное — это такое поведение, которое является реакцией на ярлык, Будучи заклейменными как преступники, люди часто сознательно подтверждают это. Ярлык девианта: преступник, алкоголик, проститутка — всегда ограничивает официальные возможности человека. Ему труднее устроиться на работу, установить межличностные отношения. Ярлык преступника оказывает влияние на представление человека о самом себе. Мы часто видим себя такими, какими видят нас другие, и поступаем соответствующим образом.