Тема 7. Порядок исполнения наказаний не связанных с изоляцией от общества
Формы участия общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.
Общая характеристика видов контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
Понятие, виды и социально-правовое назначение контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
Обеспечение безопасности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
Правовое положение персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
Система учреждений и органов, исполняющих наказания.
Исполнение уголовных наказаний является одной из функций государственной исполнительной власти. Поскольку уголовное наказание назначается в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, их достижение является общей задачей учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Достижение целей наказания в процессе его исполнения относится к числу важных и сложных проблем и предполагает создание специальной системы уголовно-исполнительных государственных учреждений и органов, подлежащих комплектованию подготовленными кадрами, обладающими глубокими знаниями права, педагогики, психологии и хорошими организаторскими способностями.
К исполнению уголовных наказаний привлекаются также органы и должностные лица некоторых государственных и хозяйственных учреждений и организаций, основная деятельность которых связана с осуществлением иных функций. Они, как правило, реализуют возложенные на них обязанности по исполнению наказаний под контролем правоприменительных органов на основании норм уголовно-исполнительного права.
Учреждения и органы, исполняющие наказания, перечень которых содержится в ст. 16 УИК РФ, делятся на две группы.
Первую группу составляют те, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией:
а) учреждения уголовно-исполнительной системы: уголовно-исполнительные инспекции; арестные дома; исправительные учреждения;
б) дисциплинарная воинская часть;
в) гауптвахты для осужденных военнослужащих или соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт;
г) судебные приставы-исполнители.
Уголовно-исполнительная инспекция является учреждением в структуре органов Минюста РФ, исполняющим в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества. В своей деятельности уголовно-исполнительная инспекция руководствуется помимо УИК РФ Положением об уголовно-исполнительной инспекции.
Основными задачами инспекции являются:
а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ;
б) контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказание;
в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях.
Арестные дома – места отбывания наказания в виде ареста всеми осужденными к этому виду наказания, кроме осужденных, состоящих на военной службе на момент вынесения приговора. Порядок исполнения этого вида наказания администрацией арестного дома определен гл. 10 УИК РФ и Положением об арестных домах, утверждаемым Правительством РФ.
Исправительные учреждения предназначены для дифференцированного размещения и раздельного содержания лиц, осужденных к лишению свободы.
Дифференциация осужденных к лишению свободы осуществляется по признакам пола, возраста, тяжести преступления, за совершение которого виновный осужден; опасности личности преступника, поведения осужденного во время отбывания наказания и по состоянию здоровья.
Дифференциация (классификация) осужденных имеет важное значение для групповой индивидуализации исполнения лишения свободы, предупреждения вредного влияния более опасных преступников на лиц, впервые осужденных к лишению свободы на непродолжительные сроки (совершеннолетних и лиц, не достигших 18-летнего возраста); предупреждения возможности распространения опасных инфекционных заболеваний. Предусмотренная УИК РФ классификация лиц, отбывающих наказания, создает благоприятную возможность для проведения индивидуальной воспитательной работы с осужденными, направленной на осознание ошибочности сформировавшихся у осужденного взглядов на принятые в обществе нормы, определяющие поведение человека.
Осознание осужденным справедливости назначенного наказания и применяемых к нему мер государственного принуждения — основное условие достижения целей наказания. К этому и сводится главная задача уголовно-исполнительной системы и других органов, исполняющих наказания. В основу дифференциации положены такие принципы уголовно-исполнительного права, как социальная справедливость, гуманизм, рациональное применение мер принуждения, средств исправления и стимулирования правопослушного поведения осужденных.
Исполнение наказания в виде лишения свободы регулируется разд. IV (гл. 11-17) УИК РФ и Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений1 и другими нормативными актами федеральных органов управления.
Дисциплинарные воинские части (отдельные дисциплинарные батальоны и отдельные дисциплинарные роты) предназначены для отбывания осужденными военнослужащими наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.
Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ст. 55 УК РФ).
Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части осуществляется в соответствии с гл. 20 УИК РФ, Положением о дисциплинарной воинской части, а также общевоинскими Уставами в части, не противоречащей указанным нормативным актам.
В дисциплинарной воинской части также исполняется приговор суда в отношении военнослужащих, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Дисциплинарные воинские части (ныне — отдельные дисциплинарные батальоны, а в истории — отдельные дисциплинарные роты) функционируют только в Министерстве обороны Российской Федерации, но в этих частях отбывают наказание также осужденные военнослужащие, входящие в состав воинских формирований и других ведомств (МВД, ФСБ, ФАПСИ, Федеральной службы охраны и др.).
Арест в отношении военнослужащих исполняется командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт (ч. 12 ст. 16 УИК РФ).
Судебные приставы-исполнители осуществляют исполнение наказания в виде штрафа.
Ко второй группе относятся учреждения и органы, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их основной деятельности:
а) суд;
б) администрация организации, в которой работает осужденный;
в) командование воинских частей и учреждений;
г) орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью;
д) должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган.
Основной функцией суда является осуществление правосудия по уголовным и гражданским делам, что создает правовые основания для исполнения уголовного наказания. Поэтому задачи правосудия и уголовно-исполнительной деятельности во многом совпадают. Суд, рассматривавший уголовное дело в первой инстанции, в соответствии со ст. 393 УПК РФ обращает приговор к исполнению, т.е. после вступления обвинительного приговора в законную силу посылает его копию в то учреждение или в тот орган, на которые возложено исполнение наказания. Суд, рассматривавший дело в первой инстанции, обязан следить за тем, чтобы его приговор, определение и постановление были приведены в исполнение. Это касается всех без исключения видов наказания.
Вместе с тем ст. 16 УИК РФ возлагает на суд, вынесший приговор, исполнение наказания в виде лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Администрация организации, по месту работы осужденного к наказанию, отбытие которого сопряжено с трудовой деятельностью в этой организации, осуществляет совместно с уголовно-исполнительной инспекцией исполнение наказания в виде: обязательных работ; исправительных работ; лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.
Например, администрация организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, обязана: исполнять предписания приговора суда, касающиеся удержания из заработной платы осужденного и перечисления удержанных сумм в установленном порядке в соответствующий бюджет; контролировать поведение осужденного на производстве и содействовать уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним; соблюдать предусмотренные УИК РФ условия отбывания наказания (ст. 43 УИК РФ).
Ограничение по военной службе исполняется командованием воинских частей, в которых проходят службу осужденные к этому наказанию военнослужащие.
Помимо этого командование воинских частей исполняет приговор суда в отношении военнослужащих, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осуществляет контроль за условно осужденными военнослужащими.
Командование воинской части обязано сообщить в течение 10-дневного срока в уголовно-исполнительную инспекцию по месту дислокации воинской части о том, что названные осужденные, приговор в отношении которых вступил в законную силу, поставлены на учет и предписания приговора в отношении них приводятся в исполнение.
По окончании военной службы, если к этому времени не истек испытательный срок или запрет на занятие определенной должности или заниматься определенной деятельностью, командование воинской части направляет в уголовно-исполнительную инспекцию по месту избранного жительства осужденного копию приговора суда для продолжения исполнения наказания, указанного в приговоре суда. О выполнении этой обязанности командование части извещает уголовно-исполнительную инспекцию по месту дислокации части и суд, вынесший приговор.
Условно осужденный обязан отчитываться перед командованием о своем поведении, исполнении возложенных на него судом обязанностей (ст. 188 УИК РФ).
Орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, исполняет предписание приговора суда о лишении права заниматься конкретно определенной в приговоре суда деятельностью. Речь идет об исполнении приговора как в отношении лиц, которые занимаются определенной индивидуальной трудовой или иной деятельностью, так и в отношении лиц, не являющихся должностными, которым после осуждения запрещено заниматься определенной деятельностью (например, материально ответственной) на предприятиях, в учреждениях независимо от форм собственности. Каким именно видом деятельности запрещается заниматься осужденным, четко определяется приговором суда (например, управлять автомобилем, заниматься охотой, воспитанием детей и т.п.).
Должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган исполняют требования приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 16 УИК РФ).
Под исправительным учреждением понимается место отбывания наказания лицами, осужденными к лишению свободы. В соответствии со ст. 15 УК РФ наказание в виде лишения свободы может быть назначено за совершение разных по тяжести преступлений (за преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления). Преступления, входящие в перечисленные категории, отличаются друг от друга по характеру и степени общественной опасности. Осужденные к лишению свободы не в меньшей степени различаются по своим социальным, моральным и психологическим качествам. Другими словами, к лишению свободы осуждаются лица, у которых имеет место различная степень негативного отклонения от общепринятых в обществе норм во взглядах, убеждениях, навыках, привычках, в самооценке своей личности, в оценке личности других граждан, во взглядах на понятия зла и добра, дозволенного и запрещенного, в оценке правильного сочетания общественных и личных интересов и иных социальных ценностей. Поэтому возникает потребность дифференцировать осужденных, совершивших преступления, отличающиеся друг от друга по объекту посягательства, целям, мотивам, содержанию субъективной стороны, способам совершения преступления и многим другим признакам, отражающим характер и глубину антиобщественной установки личности преступника.
Исправительными учреждениями являются: исправительные колонии; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения, лечебно-профилактические учреждения и медицинские части.
Следственные изоляторы (СИЗО) выполняют функции исправительных учреждений в отношении следующих категорий осужденных:
а) впервые осужденных к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, и оставленных с их письменного согласия в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 77 УИК РФ);
б) осужденных на срок не свыше шести месяцев, и оставленных в следственных изоляторах с их согласия (ч. 1 ст. 74 УИК РФ);
в) осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме и оставленных в СИЗО или переведенных в СИЗО из указанных исправительных учреждений при необходимости участия этих осужденных в следственных действиях в качестве свидетеля, по терпевшего, подозреваемого (обвиняемого) (ст. 77.1 УИК РФ).
Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. По строгости условий отбывания лишения свободы исправительные колонии подразделяются на:
колонии-поселения;
исправительные колонии общего режима;
исправительные колонии строгого режима;
исправительные колонии особого режима.
В одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режима.
В колониях-поселениях отбывают наказания лица, осужденные к лишению свободы (п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ, ч. 3 ст. 74 УИК РФ):
а) за преступления, совершенные по неосторожности;
б) за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, если ранее лицо не отбывало лишение свободы;
в) переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов (ст. 78 УИК).
В исправительных колониях общего режима отбывают наказание (п. «б» ч. 1 ст. 58 УК РФ, ч. 4 ст. 74 УИК РФ):
а) мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы;
б) женщины, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива;
в) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности; а также за умышленные преступления небольшой и средней тяжести (если ранее они не отбывали лишение свободы), которым суд с учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного мотивированно не назначил отбывание наказания в колониях-поселениях (п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ);
г) осужденные, переведенные судом за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания из колонии-поселения (п. «а», «б» ч. 4 ст. 78 УИК РФ);
д) осужденные за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления в несовершеннолетнем возрасте, которые на мо мент постановления приговора достигли совершеннолетия;
е) осужденные к лишению свободы, достигшие возраста 18 лет, которые по решению суда были ввиду отрицательного поведения переведены из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима (ч. 1 ст. 140 УИК РФ);
ж) осужденные, достигшие возраста 21 года, которые были переведены для дальнейшего отбывания наказания из воспитатель ной колонии либо из изолированного участка воспитательной колонии, функционирующего как исправительная колония общего режима, в исправительную колонию общего режима по постановлению начальника воспитательной колонии (ч. 3 ст. 140 УИК РФ).
В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание (п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ, ч. 5 ст. 74 УИК РФ):
а) мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы;
б) мужчины при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы;
в) осужденные, переведенные судом за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания из колонии-поселения (п. «а» ч. 4 ст. 78 УИК РФ);
г) осужденные, переведенные из исправительной колонии особого режима, по отбытии ими в исправительной колонии особого режима не менее половины срока, назначенного по приговору суда.
В исправительных колониях особого режима отбывают наказание мужчины (п. «г» ч. 1 ст. 58 УК РФ, ч. 6 ст. 74 УИК РФ):
а) осужденные к пожизненному лишению свободы;
б) при особо опасном рецидиве преступлений;
в) которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.
В тюрьмах отбывают наказание мужчины (ч. 2 ст. 58 УК РФ, ч. 7 ст. 74 УИК РФ):
а) осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений. При этом суд засчитывает время содержания осужденного под стражей до вступления в законную силу обвинительного приговора в срок отбывания наказания в тюрьме. После отбытия указанного срока наказания в тюрьме осужденный оставшуюся часть срока лишения свободы должен отбывать в колонии строгого режима, если совершено особо тяжкое преступление, или в колонии особого режима при особо опасном рецидиве преступлений;
б) переведенные за злостные нарушения порядка отбывания наказания из исправительных колоний общего и строгого режимов на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида, из которой они были направлены в тюрьму. Осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат (п. «в» ч. 4 ст. 78 УИК РФ).
В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией лечебные исправительные учреждения.
Приемы и методы воздействия на несовершеннолетних правонарушителей с учетом степени их зрелости, завершенности формирования социально-психических качеств личности, характера совершенных преступлений, допреступного образа жизни и других факторов должны быть адекватными особенностям личности осужденных и совершенным ими деяниям. Это обстоятельство обусловило необходимость введения раздельного содержания осужденных к лишению свободы лиц, не достигших 18-летнего возраста, и взрослых преступников.
Раздельное содержание в местах лишения свободы преследует цель не только избавить несовершеннолетних от преступного воздействия на них совершеннолетних, но и организовать процесс исправления несовершеннолетних в местах лишения свободы на принципиально иных по сравнению со взрослыми преступниками началах. Это отличие проявляется во всех средствах воздействия на осужденных, в обобщенном же виде оно находит отражение в наименовании учреждений, в которых отбывают лишение свободы несовершеннолетние, — воспитательные колонии. В самом наименовании учреждения подчеркивается главное средство воздействия на осужденных к лишению свободы несовершеннолетних — воспитание, которому должно быть подчинено содержание остальных средств воздействия на осужденных. Эта сущностная сторона средств воздействия не всегда учитывается органами, исполняющими наказание в виде лишения свободы, назначенное судом несовершеннолетним.
В воспитательных колониях для завершения процесса обучения или воспитания могут содержаться осужденные до достижения ими возраста 21 года. В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет. Порядок создания указанных участков определяется Минюстом РФ (ч. 9 ст. 74 УИК РФ).
Задача всех исправительных учреждений единая — исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, в процессе которого разными по содержанию средствами воздействия необходимо добиться исправления осужденных, предупреждения ими и другими гражданами совершения новых преступлений и восстановления социальной справедливости, на которую покушалось лицо, осужденное к лишению свободы за совершенное преступление. Порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется Минюстом РФ. Администрация следственного изолятора по получении извещения суда о вступлении приговора в законную силу обязана: объявить его под расписку осужденному; сообщить ему когда, в какое исправительное учреждение он будет направлен; спросить у осужденного, кому из его родственников он желал бы, чтобы администрация сообщила, куда он направляется для отбывания наказания; а также поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания.
Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами (ст. 75 УИК РФ).
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта РФ.
При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях (они могут быть переполнены, частично закрыты на ремонт I и т.д.) осужденные направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на территории данного субъекта РФ, либо по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего субъекта РФ, в котором имеются условия для их размещения.
Исключение из данного правила сделано для:
осужденных при особо опасном рецидиве преступлений;
осужденных к пожизненному лишению свободы;
осужденных к отбыванию лишения свободы в тюрьме;
осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;
осужденных женщин;
несовершеннолетних осужденных;
а также осужденных — иностранных граждан и лиц без гражданства, которые направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений (ст. 73 УИК РФ).
Осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем. Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с УИК РФ. В ст. 76 УИК РФ закреплены основные требования, характеризующие порядок перемещения осужденных к лишению свободы:
а) раздельное содержание: мужчин и женщин; несовершеннолетних и взрослых; приговоренных к смертной казни и других категорий осужденных; осужденных за совершение преступления в соучастии;
б) раздельное и отдельное от здоровых осужденных (а необходимых случаях в сопровождении медицинского работника) перемещение осужденных: больных открытой формой туберкуле за; не прошедших полного курса лечения венерического заболевания; осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;
в) обеспечение: необходимых материально-бытовых и сани тарно-гигиенических условий; одеждой по сезону, а также питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования;
г) перемещение осужденных за счет государства.
Соблюдение перечисленных требований должностными лицами, осуществляющими перемещение заключенных, является важным положительным фактором, влияющим на сознание осужденных в интересах их исправления. Ознакомление осужденного с названными выше правилами формирует в нем убеждение, что государство считает его полноценным гражданином, которому надо помочь искупить свою вину и встать на путь честной трудовой жизни, помогает осужденному обрести веру в возможность достижения этой цели.
Несоблюдение администрацией, исполняющей уголовные наказания, данных требований может породить у осужденных убеждение, что государство их более не считает достойными людьми, и неверие в возможность исправления.
Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана не позднее десяти дней со дня поступления осужденного в исправительное учреждение направить уведомление об этом одному из его родственников. Эта норма права является не только реализацией принципа гуманизма, но и важным средством воспитательного воздействия на осужденного. Воспитание вниманием к человеку — самое эффективное средство положительного воздействия на его сознание.
Важное значение имеет процедура приема осужденного к лишению свободы в исправительное учреждение. Отношение к осужденному при его поступлении для отбывания наказания в исправительном учреждении может сформировать как положительную, так и отрицательную установки ко всему уголовно-исполнительному процессу.
Поэтому порядок приема осужденных к лишению свободы в исправительное учреждение детально регулируется Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения. Указанные правила на основании УИК РФ регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности учреждений в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей.
В ст. 79 УИК РФ закреплено важное положение, относящееся к размещению осужденных, прибывших в исправительное учреждение для отбывания лишения свободы, — помещение прибывшего в исправительное учреждение в карантинное отделение на срок до 15 суток, в котором установлены обычные условия отбывания наказания.
Нахождение заключенных в карантинном отделении преследует цель предупреждения возможности переноса вирусных заболеваний в исправительное учреждение, изучения в этот период личных дел осужденных и принятия решения о направлении их в соответствующие колонии, тюрьмы, а внутри колонии — в отряд (бригаду) с тем, чтобы обеспечить соблюдение принципа дифференцированного исполнения наказания с учетом личности осужденного и совершенных им преступлений, а также размера назначенного срока лишения свободы. В отношении лиц, осужденных к содержанию в тюрьме, а также исправительной колонии особого режима, принимается решение о покамерном их размещении с учетом перечисленных выше факторов.
В исправительных колониях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы: мужчин и женщин; несовершеннолетних и взрослых. В соответствии с требованиями ст. 80 УИК РФ лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.
Изолированно от других осужденных должны содержаться: осужденные при опасном рецидиве; осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.
В отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные – бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные. Перечень таких осужденных в ст. 80 УИК РФ не раскрывается. Практика показывает, что в такие исправительные учреждения направляются бывшие адвокаты, служащие частных детективных служб и другие категории осужденных.
Перечисленные требования раздельного содержания осужденных не распространяется на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка. Осужденные, направленные в указанные учреждения, содержатся на условиях, установленных законом для колоний того вида, который назначен судом.
Осужденные, больные различными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно между собой и отдельно от здоровых осужденных.
Требования, изложенные в ст. 80 УИК РФ, в первую очередь должны строго соблюдаться администрацией следственного изолятора, которая в соответствии с приговором суда направляет осужденных к лишению свободы в соответствующие исправительные учреждения, указанные в приговоре суда. Однако при поступлении осужденных к лишению свободы в соответствующее исправительное учреждение его администрация обязана установить в период нахождения осужденного в карантинном отделении правильность его направления в данное исправительное учреждение. Если окажется, что была допущена ошибка, то осужденный из карантинного отделения в установленном порядке препровождается к месту нахождения соответствующего исправительного учреждения.
Рекомендуемая литература
1. Копшева К. О. Уголовно-исполнительное право [Текст]: Учебное пособие.- М.: Дашков и К, 2007.- 348 с.
2. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ [Текст]: Кодекс /Под ред. В. И. Селиверстова.- М: Проспект, 2008.- 440 с.
Вопросы для самоконтроля
1. Система учреждений и органов, исполняющих наказания.
2. Понятие и организационная структура уголовно-исполнительной системы.
3. Организация деятельности органов, исполняющих наказания.
Тема 6. Контроль за деятельностью исправительных учреждений и участие общественности в исправлении осужденных
Цель: уяснить основные понятия по теме лекции
Ключевые слова: контроль, исправительное учреждение, прокуратура, суд, общественность, ведомственный контроль
1. Понятие, виды и социально-правовое назначение контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
2. Общая характеристика видов контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
3. Формы участия общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.
Конституция РФ в гл. 2 провозглашает широкие права и свободы человека и гражданина, гарантирует их защиту от посягательства всей системой внутреннего права, общепринятыми принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, являющимися составной частью ее правовой системы. Вместе с тем в ст. 55 Конституции РФ записано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Уголовное наказание представляет собой меру государственного принуждения, выражающегося в совокупности ограничений личных, имущественных и других прав и свобод граждан, которые применяются по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления.
Наказание есть форма ограничения прав человека и гражданина, посягнувшего на законом охраняемые интересы. Поэтому необходим жесткий и строгий контроль за установлением этих ограничений и их применением, т.е. за исполнением уголовных наказаний. Проблема контроля за соблюдением прав человека и гражданина и законности их ограничения носит международный характер.
Это подтверждается содержанием Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенции против пыток и других жестких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.) и др.
На основе Конституции УИК РФ устанавливает контроль за соблюдением законных прав осужденных. Контроль за исполнением уголовных наказаний можно классифицировать по субъектам, его осуществляющим, на международный и внутригосударственный. Внутригосударственный контроль по этому же признаку делится на виды: контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 19 УИК), судебный контроль (ст. 20 УИК), ведомственный контроль (ст. 21 УИК), прокурорский надзор (ст. 22 УИК) и общественный контроль, включая средства массовой информации (ст. 23 и 24 УИК).
Международный контроль за установлением уголовных наказаний, практикой их назначения виновным и исполнением приговоров судов осуществляется в трех формах.
Первая – анализ международными организациями по правам человека и комитетами ООН государственных докладов о соблюдении прав человека (в том числе и по исполнению наказаний) и проверка реагирования государства, допустившего нарушение прав человека и гражданина.
Вторая – обнародование другими государствами сведений о положении дел с охраной прав человека и гражданина в Российской Федерации, а иногда и реакция на них.
Третья форма вытекает из содержания ч. 3 ст. 46 Конституции – право каждого гражданина в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Перечисленные формы международного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина распространяются на всех граждан, в том числе и на лиц, отбывающих уголовные наказания. Особое место среди международных актов по правам человека занимают Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые содержат стандарты условий содержания заключенных в области: размещения заключенных; питания; соблюдения норм гигиены, касающихся одежды и спальных принадлежностей; физических упражнений и спорта; медицинского обслуживания; дисциплины; наказаний и средств усмирения; информирования осужденных и предоставления ими жалоб; контактов с внешним миром; перемещения заключенных; и др. ООН рекомендует всем государствам закрепить в национальном уголовно-исполнительном законодательстве принципы и положения, закрепленные в Правилах. Исходя из этого положения в ч. 4 ст. 3 УИК РФ закреплено, что рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей. К сожалению, по названным в УИК РФ причинам, рекомендации Правил в нашем законодательстве полностью не реализованы. Это обстоятельство отрицательно сказывается на достижении целей наказания в процессе его исполнения.
Контроль государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется за деятельностью расположенных на их территории учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 38 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляют: Федеральное Собрание РФ; Президент Российской Федерации; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов федерации.
Данный вид контроля, прежде всего, выражается в анализе установленной отчетности о деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания; в обучении, подборе и расстановке кадров, исполняющих уголовные наказания; в устранении допускаемых нарушений в организации исполнения наказания и обеспечении законности в деятельности всего персонала органов и учреждений, исполняющих наказания, в проведении плановых и целевых проверок деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания.
Судебный контроль исполнения наказания осуществляется при обращении приговора к исполнению, решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об освобождении от наказания беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, а также об изменении вида исправительного учреждения, при рассмотрении жалоб осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказание (ст. 396, 397 УПК РФ).
Во всех этих случаях суд обязан выявлять имеющиеся нарушения в деятельности администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, а также устанавливать конкретных сотрудников, виновных в данных нарушениях, выносить частные определения, в которых вскрывать причины нарушений порядка исполнения уголовных наказаний и определять вину конкретных лиц, допустивших их, требовать от администрации и органов, исполняющих наказания, устранения обнаруженных нарушений и наказания виновных. Должностные лица учреждений и органов, исполняющие наказания, обязаны в установленный срок сообщить суду об исполнении предписаний, изложенных в частном определении.
Суд, вынесший приговор, осуществляет контроль за исполнением наказания по поступающим из учреждений и органов, исполняющих наказания, уведомлениям о начале и месте отбывания наказания в виде ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе и смертной казни. Данные об исполнении наказания подшиваются в уголовное дело и заносятся в контрольный лист об исполнении приговора. При несвоевременном их поступлении суд обязан запросить эти сведения и принять меры к недопущению таких нарушений органами и учреждениями, исполняющими наказания, в будущем.
Ведомственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, осуществляется вышестоящими органами и должностными лицами на основе специальных нормативных актов, предусматривающих следующие формы контроля: получение отчета по установленной форме о всех сторонах деятельности органа или учреждения по исполнению уголовного наказания; проверки, ревизии деятельности исправительного учреждения; рассмотрение жалоб, личный прием и опрос осужденных и др.
Ведомственный контроль осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний и соответствующими территориальными органами уголовно-исполнительной системы.
Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется на основе Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» методами, указанными в разд. 3 гл. 4 Закона «Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражей».
Формами прокурорского надзора за исполнением уголовного наказания являются:
а) беспрепятственное посещение прокурором учреждений уголовно-исполнительной системы с целью непосредственной проверки соблюдения законов и других нормативных актов, регулирующих исполнение уголовных наказаний;
б) личный прием осужденных и рассмотрение их жалоб на нарушения порядка и условий исполнения наказаний администрацией органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания;
в) дача заключений в суде при рассмотрении представлений об условно-досрочном освобождении от наказаний, замене наказания на менее строгий вид, о переводе осужденного из одного исправительного учреждения в другое;
г) опротестование противоречащих закону судебных решений и актов органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.
Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
Помимо содействия работе учреждений и органов, исполняющих наказания, общественные объединения, благотворительные организации вправе осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Формой контроля, предусмотренной законодательством, является разрешительное посещение мест отбывания наказания в целях проверки жалоб, законности применения к осужденным мер воздействия, удовлетворения положенными видами снабжения (включая оказание медицинской помощи), организации труда, воспитательной работы и отдыха осужденных. Эта же форма используется представителями средств массовой информации, которым, с разрешения администрации органов и учреждений, исполняющих наказания, либо вышестоящих органов, позволяется посещать данные учреждения, производить кино-, фото- и видеосъемку, интервьюирование осужденных с их письменного согласия, а с письменного разрешения администрации осуществлять кино-, фото- и видеосъемку объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных.
В целях контроля за законностью деятельности администрации органов и учреждений, исполняющих наказания, ст. 24 УИК РФ предусматривает, что при исполнении служебных обязанностей имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения следующие лица:
а) Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченные по правам человека в РФ;
б) президенты и главы правительств субъектов РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, главы органов местного самоуправления — в пределах соответствующей территории;
в) Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях;
г) должностные лица вышестоящих органов;
д) судьи судов, на территории которых расположены учреждения и органы, исполняющие наказания;
е) депутаты и члены общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, на соответствующей территории.
Эта норма права реально гарантирует названным лицам право осуществлять контроль за деятельностью администрации органов и учреждений, исполняющих наказания, и принимать меры к устранению вскрытых недостатков во всех сферах их деятельности.
Контроль за деятельностью военных органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих, проходящих военную службу, осуществляется военным судом, военной прокуратурой, вышестоящим военным командованием. Положение ст. 24 УИК РФ, относящееся к контролю за исполнением наказаний высшими должностными лицами государственной власти и управления, средств массовой информации и общественности, в полной мере распространяется и на военные органы, исполняющие уголовные наказания.
Рекомендуемая литература
1. Копшева К. О. Уголовно-исполнительное право [Текст]: Учебное пособие.- М.: Дашков и К, 2007.- 348 с.
2. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ [Текст]: Кодекс /Под ред. В. И. Селиверстова.- М: Проспект, 2008.- 440 с.
3. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ [Текст]: кодекс/Под ред. В. И. Селиверстова.- М.: Проспект, 2010.- 440 c.
Вопросы для самоконтроля
1. Персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, его категоризация и правовой статус. Основные требования, предъявляемые к персоналу.
2. Безопасность учреждений и персонала уголовно-исполнительной системы. Правовая и социальная защита персонала уголовно-исполнительной системы.
3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, его формы и порядок осуществления. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания.
Цель: уяснить основные понятия по теме лекции
Ключевые слова: штраф, лишение права занимать определенную должность либо заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы.
1. Порядок и условия исполнения наказаний, не связанных с обязательной трудовой деятельностью осужденных.
2. Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ.
3. Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ.
4.Правовое регулирование исполнения ограничения свободы.