О Корнеле и Расине (из книги «Характеры»)

...Корнель подчиняет нас мыслям и характерам своих героев. Расин приноравливается к нам. Один рисует людей такими, какими они должны были бы быть, другой – такими, как они есть; героями первого мы восхищаемся и находим их достойными подражания; в героях второго обнаруживаем свойства, известные нам по нашим собственным наблюдениям, чувства, пережитые нами самими. Один возвышает нас, повергает в изумление, учит, властвует над нами; другой нравится, волнует, трогает, проникает в душу. Первый писал о том, что всего прекраснее, благороднее и сильнее в человеческом разуме, второй – о том, что всего неотразимее и утонченнее в человеческих страстях. У одного – наставления, правила, советы, у другого – пристрастия и чувства. Корнель овладевает умом, Расин потрясает и смягчает сердце. Корнель требовательнее к людям, Расин их лучше знает. Один, пожалуй, идет по стопам Софокла, другой скорее следует Еврипиду.

Высказывания отечественных писателей,

философов, литературоведов о “Фаусте” Гете.

И.С. Тургенев: Не является ли нам Фауст скептиком с самых первых слов? … Сам Фауст - не тот же Мефистофель в своем разговоре с Вагнером…? Наконец, он, Мефистофель, не есть ли необходимое, естественное, неизбежное дополнение Фауста?… И не выговариваются ли в его речах задушевные наклонности и убеждения самого Гете? Да и сам Мефистофель часто - не есть ли смело выговоренный Фауст?

Мефистофель - бес каждого человека, в котором родилась рефлексия; он воплощение того отрицания, которое появляется в душе, исключительно занятой своими собственными сомнениями и недоумениями…

… Фауст - эгоист, эгоист теоретический; самолюбивый ученый, мечтательный эгоист. Не науку хотел он завоевать - он хотел через науку завоевать самого себя, свой покой, свое счастие… Эгоизм Фауста особенно проявляется в отношениях его к Гретхен…

О самой Гретхен мы не будем много распространяться: она мила, как цветок, прозрачна, как стакан воды, понятна, как дважды два - четыре; она бесстрастная, добрая немецкая девушка, она дышит стыдливой прелестью невинности и молодости; она, впрочем, несколько глупа. Но Фауст и не требует особенных умственных способностей от своей возлюбленной…

...А последняя сцена в тюрьме… Гретхен, этот бедный, глупый, обманутый ребенок, в этой сцене не в тысячу ли раз выше умного Фауста, который с торопливым смущением умоляет ее бежать вместе с ним, хотя он очень хорошо знает, что комедия с Гретхен разыграна и что вся эта любовь … относится к прошедшему?

...Фауст, с начала до конца трагедии, заботится об одном себе…

Примирения, действительного примирения, того окончательного аккорда, в котором разрешались бы все предшествующие диссонансы, мы не находим в Фаусте… Придуманное старцем Гете аллегорическое, холодное, натянутое разрешение трагедии не удовлетворяло и не удовлетворит, вероятно, ни одного живого человека…

Величавое равнодушие Фауста во второй части - вот настоящее, окончательное примирение всех неразрешенных вопросов и сомнений.

 

В.А.Жуковский: … в маленькой сцене своей [“Пасмурный день. Поле” - ]

Гете мимоходом разгадал главную загадку первой части “Фауста” - торжество смирения и покаяния над силою ада и над богоотступною гордостью человеческою.

В.Г.Белинский:… В “Фаусте” – [Гете воспроизвел] жизнь субъективного духа, стремящегося к примирению с разумною действительностью путем сомнения, страданий, борьбы, отрицаний, падения и восстания, но подле него поместил Маргариту, идеал женственной любви и преданности, покорную и безропотную жертву страдания, смерть которой была для нее спасением и искуплением ее вины в христианском значении этого слова...

... Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся; но вся жизнь его есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование. Истина не дается ему вдруг; чтобы достичь ее, он будет сомневаться, впадать в ложь и противоречие, страдать и падать… Чем глубже натура человека, тем глубже и его падение и его заблуждение, его противоречия и отрицания, тем резче его переходы от одного убеждение к другому. Но есть люди, как бы родящиеся с готовыми понятиями, люди, которые в старости думают и понимают точно так же, как думали и понимали в детстве. Это натуры бедные и жалкие…

Н.Г.Чернышевский: Нет надобности говорить, что у Гете Мефистофель - выражение безграничного отрицания (в теории и в жизни), скептицизма. Скептицизм есть зло, страдание, но он не губит сильного душою человека. Так и Мефистофель не в силах погубить Фауста. Отрицание ведет к новым, более чистым и верным убеждениям. Так и Фауст, по мысли Гете, выраженной в прологе, должен выйти из борьбы с Мефистофелем, как победитель его, выйти еще более прежнего достойным служителем верховной истины...

...И не только Фаусту начинает быть скучно подле Гретхен, не только совесть упрекает его, - являются положительные поводы к недовольству Гретхен; она не может разделять его понятий, она хочет, чтобы он возвратился к понятиям, пора которых уже пережита Фаустом, к которым он не может возвратиться, - она требует, чтобы он для нее отказался от приобретений, сделанных его мыслью, - это невозможно.

 

 

С.Соловьев*: Истинный Бог, если бы он жил в душе Фауста, не допустил бы его до союза с дьяволом…

...У этого героя познания, “вечного стремления” одна только цель: удовлетворить свою страсть, кипящую в его членах после того, как он отведал зелья ведьмы.

...«Фауст» Гете - вызов не церкви, даже не христианству, но естественной, здоровой нравственности. Апофеоз колдуна и убийцы, - что как не начало ницшеанской переоценки всех ценностей, философии “по ту сторону добра и зла”?..

Стремление, напряжение, активность сама по себе является таким образом достаточным основанием для спасения. С христианской точки зрения активность ведет к спасению только тогда, когда она направлена к доброй цели. Пассивность лучше, чем активность во зле...

Если мы вслушиваемся в песни ангелов, то убедимся, что идеология их не христианская, а пантеистическая...

… для христиан знание божественной истины дается любовью и очищением сердца. Не достигнув ни того, ни другого, вечно стремящийся Фауст, является на небо не очищенный для небесной жизни…

*С.Соловьев - священник и религиозный мыслитель.

 

А.В. Луначарский: Общая архитектура “Фауста” - победоносна. Гете хотел показать весь клубок противоречий, окружающих человека в его мыслях, в его чувствах, в его социальной деятельности, противоречий тем более страшных, что сам человек не един, не благоустроен, а тоже расщеплен. Боль, вытекающую из этой хаотичности внутреннего и внешнего мира, Гете изображает беспощадно, но подлинное решение он находит как раз в утверждении самого процесса борьбы, и в предсмертной речи Фауста предвещает, что эта борьба продолжится, что ей не будет конца и краю, но что когда-то она превратится в борьбу за все большую мощь человека, за все большую полноту власти его над природой и при этом в борьбу, которую человек будет вести дружной семьей, так сказать, в плановом порядке. Это - очень глубокое предсказание демократичного и как бы социалистического периода жизни человека.

 

Н.Н.Вильмонт:

...Когда Мефистофель аттестует себя как

часть силы той, что без числа

Творит добро, всему желая зла, -

он, собственному убеждению, только кощунствует. Под “добром” он здесь понимает свой беспощадный нигилизм…

Сам неспособный на постижение “вселенной во весь объем”, Мефистофель не допускает и мысли, что на него возложена некая положительная задача, что он и вправду “часть силы той”, вопреки его воле “творящей добро”. Такая слепота не дает ему и впредь заподозрить, что, разрушая преходящие иллюзии Фауста, он на деле помогает ему в его неутомимых поисках истины...

 

В.С.Вахрушев:

Недаром, видимо, Фауст крепко-накрепко связан с дьяволом по имени Мефистофель (буквально “нечистый”). Правда, сам черт заявляет о себе:

Часть вечной силы я,

всегда желавшей зла, творившей лишь благое.

Но так ли уж всегда творит он добро?...

...Уже после смерти героев душа Гретхен в раю прощает душу Фауста и даже собирается стать его учительницей! Гете, по всей вероятности, хочет сказать этим, что все муки, страдания и прегрешения людей не напрасны. Что человечество, опираясь на свой горький опыт, в конечном счете придет к справедливости и счастью. Может ли так быть? Не слишком ли высока плата за будущее блаженство?..

А нашел ли герой смысл жизни? Конечно. Недаром в последнем монологе он с гордостью заявляет:

… жизни годы

Прошли недаром. Ясен предо мной

Конечный вывод мудрости земной:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой!

Сказано четко, афористично, революционно. Но можно ли в одной формулировке, блестящей и глубокой по содержанию, охватить весь смысл нашего существования? Нет, разумеется. Всем образным строем трагедии Гете дает нам понять и почувствовать, что этот смысл бесконечен и сложно противоречив…

 

С.В.Тураев: … любовь к Маргарите, возвысив его как человека, освободила его от злых чар плотского соблазна…

Трагическим заблуждением Фауста было, однако то, что в простой и скромной мещанской девушке он увидел воплощение самой природы…

Но мир Маргариты в конечном счете был … миром тех ограниченных бюргеров, что в сцене “У городских ворот” тихо радовались болотной тишине немецкого захолустья.

Сам Фауст осужден на муки совести. Познавший радость, он познал горе. Он выйдет из этого горя возмужавшим, еще больше почувствовавшим свою ответственность за каждый жизненный шаг…

А.А.Аникст: Фауст и Мефистофель неотделимы. В основе всего замысла Гете заложена глубочайшая внутренняя связь между этими двумя фигурами, их диалектическое единство, состоящее в непрерывной тайной или открытой борьбе между ними. ..

...Они не знают, и им не дано знать, что произошло нечто великое и прекрасное - возникла большая человеческая любовь, любовь страсть, для Маргариты - единственная, всепоглощающая и в некотором смысле вечная; для Фауста тоже единственная, но она лишь ненадолго захватила его существо.

Она так чиста, так искренна, так душевно прекрасна, что никому и в голову не приходит осудить ее. Беда, однако, что сама Гретхен не в состоянии разобраться в том, что произошло с ней, и около нее нет никого, кто мог бы помочь ей, удержать ее от последнего рокового поступка…

… небесным силам в “Фаусте” предоставлена лишь одна-единственная функция - окончательная оценка человека. Еще точнее - его души… Гретхен обладала прекрасной душой… Она спасена небесами потому, что душа ее осталась чиста даже после всего, что она совершила. Ее оправдание - любовь, беззаветность, с какою она отдалась своему чувству.

Фауст же удостоен спасения души за свою беспокойную, деятельную жизнь. Его оправдание в этом, а не в том, что он любил. Любовь “спасает” и его, но то любовь Маргариты, и ее душа встречает душу Фауста в небесах...

...Жизнь - загадка; деятельное участие в ней то приближает к постижению ее смысла, то отдаляет от него; то кажется, что смысл этот раскрылся в ясных контрастах, противостоящих друг другу сил, то затемняется при виде того, как сплетаются в невероятных сочетаниях несовместимые на первый взгляд вещи…

Простые и легкие решения обманчивы, потому что богатство и противоречивость явления природы, общественной жизни, бытия отдельного человека не укладываются в жесткие рамки удобной, но всегда неполной формулы, неспособной удовлетворить ищущий истины ум.

У Гете не следует искать подобных формул и определений…

Творение Гете проникнуто любовью к жизни и к человеку, но эта любовь включает и понимание темных, мрачных сторон жизни, слабостей и ошибок, присущих людям...

… по мнению Гете, для завершения трагедии необходимы искупление и конечное примирение. Именно таков финал великого и прекрасного творения Гете...

 

Высказывания о «Разбойниках» Шиллера

В.Г.Белинский: Как благородные порывы пламенной, неистощимой любви к человечеству, первые произведения Шиллера, каковы «Разбойники», «Коварство и любовь», нравственны; но в отношении к безусловной истине и высшей нравственности они решительно безнравственны. В них он хотел осуществить вечные истины, - и осуществил свои личные и ограниченные убеждения, от которых сам потом отказался… Истинно художественное произведение возвышает и расширяет дух человека до созерцания бесконечного, примиряет его с действительностью, а не восстанавливает против нее….

 

Л.Н.Толстой: Если бы от меня потребовали указать в новом искусстве на образцы по каждому из … родов искусства, то как на образцы высшего, вытекающего из любви к богу и ближнему, религиозного искусства, в области словесности я указал бы на «Разбойников» Шиллера…

 

Из труда российского исследователя Ф.П.Шиллера: «…когда работа над драмой была закончена, то оказалось, что ни один штутгарский издатель не соглашался ее печатать: все приходили в ужас от революционного духа произведения, направленного против существующего общественного строя».