Социальное партнерство. Модели социального партнерства

Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений.

В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей – руководителями предприятий, союзом предпринимателей.

Трипартистский вариант системы социального партнерства. В ней третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.

Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества и компромисса (соглашения).

Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

Субъектами социального партнерства являются наемные работники, работодатели и государство. Институтами (организациями), представляющими их интересы, выступают профсоюзы, объединения работодателей, правительство, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления. Объектами социального партнерства являются социально-трудовые отношения между его субъектами (отношения по поводу заработной платы, занятости, управления и расширения социальных гарантий, охраны, условий, организации труда, различного рода трудовых споров и т.д.).

Основными целями социального партнерства являются:

- согласование и защита интересов различных социальных слоев, групп и классов,

- содействие решению актуальных экономических и политических задач,

- укреплению демократии, стабильности общества,

- формированию социального правового государства, гражданского общества.

В настоящее время в экономически развитых странах мира традиционно выделяется несколько моделей социального партнерства. В рамках каждой из них наблюдаются различия, обусловленные особенностями национального, политического и правового развития отдельной страны. За основу классификации принят один из важнейших методов социального партнерства - коллективный договор.

Так называемая «волюнтаристская модель» широко применяется в Великобритании, США, Австралии. Для этой модели характерен децентрализованный процесс коллективных переговоров при минимальном вовлечении государства. В странах с этой моделью процент охвата трудящихся коллективными договорами практически совпадает с процентом трудящихся-членов профсоюзов, влияние государства на трудовые отношения минимизировано, характерно отсутствие отраслевых соглашений

«Германская» модель (Германия, Бенилюкс, страны Скандинавии) предусматривает заключение большого количества отраслевых соглашений, что практически нейтрализует переговоры на уровне предприятия. Государство в данном случае играет поддерживающую роль - создает рамки и условия для переговоров и разрешения конфликтов. Трудовое законодательство характеризуется высокой степенью развития.

«Латинская» модель (Италия, Франция, Испания и др.) также является отраслевой, однако здесь доминирует локальное или региональное заключение коллективных договоров. Государство активно вовлечено в процесс подготовки договоров, создает законодательные рамки проведения коллективных договоров.

«Японская» модель близка к «волюнтаристской» и характеризуется децентрализацией процесса переговоров, менее конфликтным их характером, координацией на национальном уровне. Вмешательство государства носит менее формализованный характер по сравнению с Европой.