Ограничения и условия принятия решений
Реализация решения и контроль результатов
Формирование, сравнение, выбор
Процесс принятия решения
Принятие решения — это центральное звено управления производством. Процесс принятия решений включает последовательное решение следующих задач:
1) формирование альтернатив решения;
2) сравнение альтернатив;
3) выбор лучшей альтернативы;
4) реализация выбранной альтернативы;
5) контроль результатов.
Успех или неудача в принятии решения часто зависят от того, насколько хорошо осуществлен каждый из этапов этого процесса и учтены объективные ограничения и условия.
Альтернативы решения:
Успешное решение проблемы в значительной мере обусловлено тем, насколько точно сформулированы возможные альтернативы. Многое зависит от опыта и творческих способностей лица, принимающего решение. и от характера самой ситуации. Как правило, усилия, затраченные на тщательное выявление возможных альтернатив, не бывают напрасными.
Для анализа и сравнения альтернатив часто применяются математические или статистические методы. Выбор наилучшей альтернативы будет зависеть от целей и критериев, которые принимаются во внимание.
Реализация решения означает выполнение действий, обозначенных в выбранной альтернативе. Например, приобретение оборудования, начало разработки нового изделия, использование сверхурочного времени, выжидание дополнительных изменений внешней и внутренней среды.
Эффективность решения зависит от контроля результатов его реализации. Если желаемых результатов нет, то ревизия процесса позволит выявить ошибку в исполнении, в расчетах или неправильном исходном предположении. В этом случае можно быстро исправить положение.
Процесс реализации решения не всегда осуществляется последовательно. Обычно приходится возвращаться назад и начинать все сначала, особенно во время разработки и анализа альтернатив. Например, если ни одна из альтернатив не может дать желаемых результатов, должны быть разработаны дополнительные альтернативы.
Несмотря на все усилия менеджера, решение может оказаться неудачным из-за непредвиденных обстоятельств. Иногда это происходит из-за стиля работы менеджера, например его привычки быстро принимать решения или неспособности просчитывать последствия. Другой фактор, с которым менеджеры должны считаться, — объективные ограничения (имеющиеся средства, человеческие возможности, сроки, технологии, наличие информации и др.).
Из-за этих ограничений менеджеры часто не могут найти решение, оптимальное с точки зрения максимальной выгоды (например, наибольшей прибыли, минимальных затрат). Вместо этого им приходится довольствоваться усредненным удовлетворительным решением.
Другая причина неудачных решений кроется в том, что предприятия обычно рассматривают проблему в масштабе подразделений, в рамках которых происходит оптимизация по локальным критериям (субпозиция). Это результат попыток разных подразделений подготовить решение, которое было бы оптимальным именно для них. Но то, что оптимально для одного подразделения, может быть далеко не оптимальным для предприятия в целом .
Довольно часто подобная ошибка проявляется при внедрении
логистических систем.
Условия, в которых принимаются решения по управлению
производством, классифицируются по степени точности и определенности. Имеются три основные категории:
o определенность,
o риск
o неопределенность.
Определенностьозначает, что значимые параметры производства (сервиса),
например расходы, производственные мощности и потребности, — величины известные.
Рискозначает, что некоторые параметры имеют вероятностные значения.
Неопределенностьозначает, что невозможно точно оценить
вероятность будущих событий.
1. Прибыль на единицу — 50 руб., заказ на 100 единиц. Сколько прибыли Вы получите? (Это пример определенности, так как прибыль на единицу и общая потребность известны.)
2. Прибыль — 50 руб. на единицу. Основываясь на предшествующем опыте, имеется 50%-я вероятность получения заказа на 20 единиц, и 50%-я — что заказ будет на 100 единиц. Какова ожидаемая при
быль? (Это пример риска, так как показатели потребности вероятностные.)
3. Прибыль — 50 руб. на единицу. Вероятности потенциального спроса неизвестны. (Это пример неопределенности.)
Каждое из трех возможных условий требует специфических методов принятия решений.