S-кривые развития технологий
Использование моделей при принятии решений
При выработке решений часто используются модели. Модель это некоторое представление реальности. Для эффективного использования моделей необходимо понимать, каких результатов можно достичь с их помощью, как эти результаты можно интерпретировать. А также необходимо знать, какие возможны допущения и ограничения, т.к. практически каждая модель имеет собственный набор условий, которые определяют, в каких случаях данная модель применима.
В производстве получили применение следующие модели: S-кривые развития технологий, кривая опыта (освоения), кривая жизненного цикла спроса (технологий), матрица SWOT, матрица Бостонской консалтинговой группы, математические модели и др.
Идеи S-образной кривой и технологических разрывов были разработаны применительно к развитию технологии автомобильной промышленности. ( S-кривые развития технологий (рис. 3.1)).
На первом этапе зарождения технологии (эмбриональная технология) инвестиции не приводят к росту эффективности. Затем наступает второй этап (ключевая технология) резкого роста, когда результат стремительно нарастает. На завершающем этапе (классическая технология) вложения приносят минимальную отдачу.
Далее наступает период технологического разрыва, происходит переход к принципиально новой технологии. На каком-то этапе начальный отрезок новой кривой по времени совпадает с конечным отрезком старой. На этом этапе происходит конкурентная борьба между старой и новой технологиями.
Типичные примеры: производство черно-белых и цветных телевизоров, катушечных и кассетных магнитофонов, проигрывателей на виниловых пластинках и на компакт-дисках, поршневых и реактивных самолетов и др.
Новое поколение техники и технологий вытесняет предшествующее. При этом технологический разрыв трудно точно предугадать. Тормозящими факторами при переходе к новым технологиям предприятия от одной S-кривой к другой являются: приверженность организации к какой-нибудь одной технологии, жесткие планы, стабильная структура. При переходе к новой технологии требуется выбор критериев для ее оценки и отладки Переход к новой технологии вначале менее эффективен, со временем эффективность повышается. Максимальные капиталовложения необходимо делать в ключевые технологии и избирательно — в классические. Пример развития технологий производства шин в США и России представлен на рис. 3.2.
На рис. 3.2 применены следующие обозначения:
А — производство шин диагональной конструкции;
В — производство шин радиальной конструкции;
С — производство бескамерных шин;
D — перспективная технология сборки шины на гибком торообразном дорне либо литая шина;
Рв, Рс — временной разрыв технологий, применяемых в России и США.
Применяя новые технологии при соответствующих инвестициях в российские предприятия по производству шин, можно одновременно с другими странами перейти на более высокие технологии и преодолеть сразу временной и технологический разрывы (одновременный переход к технологиям С, D).
Все зависит от готовности производства своевременно отреагировать на появление новых технологий, максимального использования периодов времени быстрого роста эффективности ключевых технологий и применения смешанной стратегии в период стабилизации развития старой технологии (классические технологии) и разработки новой технологии (эмбриональный этап развития).
Кривая опыта (освоения)
В начале 30-х годов 20 века была предложена модель кривой опыта, которая показывает связи между опытом, накопленным в производстве того или иного вида продукции, и суммарными издержками. При построении кривой опыта (освоения) основываются на том, что самая конкурентоспособная организация — это та, которая при прочих равных условиях имеет наименьшие затраты. Эта связь заключается в том, что удвоение объема производства ведет к снижению издержек производства на единицу продукции на определенный процент (рис. 3.3).
Трудовые затраты снижаются в большей степени, чем материальные. Кривая опыта американского ученого Райта для трудовых затрат характеризуется постоянным (величиной в 20%) снижением трудоемкости одного изделия при удвоении их выпуска. Материальные затраты снижаются в меньшей степени (от 5 до 15%) при удвоении выпуска продукции.
Данный эффект объясняется тремя факторами.
Первый фактор. Рост объема производства способствует росту производительности труда за счет применения высокопроизводительного оборудования и снижения косвенных затрат на единицу продукции.
Второй фактор. Обучение рабочих в ходе освоения производства позволяет повысить производительность труда.
Третий фактор. Нововведения, вводимые по мере освоения продукции и увеличения масштаба производства, влияющие на продукцию или на производственный и сервисный процесс. Если нововведение является достаточно серьезным, благодаря ему предприятие может стать лидером рынка.
Кривая опыта может быть рассчитана с помощью модели или таблиц.
Для одного экземпляра Тп рассчитывается по следующей формуле:
Тn = Т1 * пe,
где Тn — трудоемкость производства единицы продукции порядкового номера п с начала производства;
Т 1— трудоемкость производства первой единицы продукции; п — порядковый номер одного экземпляра продукции; е — показатель эластичности изменения трудоемкости.
Пример. Известно, что некая производственная деятельность имеет 80%-ю кривую опыта. Для производства одной единицы продукции рабочему потребовалось 10 ч. Определите предполагаемую трудоемкость следующих единиц: 2-й, 4-й, 8-й и 16-й (обратите внимание на последовательное удвоение значений).
Решение.
Каждый раз объем выпуска удваивается. Время на единицу для этого количества будет приблизительно равно предыдущему времени, умноженному на показатель обучения (в нашем случае — 0,8). Таким образом:
Порядковый номер Трудоемкость одного
экземпляра экземпляра, ч
1-й 10
2-й 0,8• 10 = 8
4-й 0,8• 8 = 6,4
8-й 0,8 • 6,4 = 5,12
16-й 0,8 • 5,12 = 4,096
Если менеджер будет знать перспективы изменения объема выпуска в ситуации обучения, ему легче будет принять правильное решение о том, сколько рабочих ему понадобится. Решение, основанное только на стартовых показателях, будет неточным.