Три группы решений

На уровне операционной функции все решения, связанные с управлением, можно подразделить на три большие группы.

■ Стратегические решения (долговременные).

■ Тактические решения (промежуточные).

■ Решения, связанные с планированием операций и их управлением (кратковременные).

Стратегические решения, как правило, носят наиболее широкий характер и дают ответы на самые общие вопросы. Например, каким образом будет производиться продукция? Где и как следует разместить производственные помещения? Какая производственная мощность потребуется для выпуска данной продукции? По этой причине временные рамки, намечаемые в результате принятия стратегических решений, зачастую бывают очень широкими и, в зависимости от отрасли промышленности, в которой работает компания, могут охватывать несколько лет.

Решения относительно операций, принятые на стратегическом уровне, оказывают влияние на долговременные показатели эффективности работы фирмы, поскольку определяют, каким образом она может удовлетворять потребности своих клиентов. Следовательно, для того чтобы компания добилась успеха, эти решения должны максимально соответствовать избранной ею корпоративной стратегии. Таким образом, решения, принятые на стратегическом уровне, носят характер

обязательных условий или производственных ограничений, с учетом которых фирма должна функционировать как в долгосрочной перспективе, так и в краткосрочном плане.

Следующий уровень процесса принятия решений нацелен на тактическое планирование. На этом уровне прежде всего вырабатываются конкретные варианты наиболее эффективного распределения материальных ресурсов и рабочей силы с учетом ограничений, определенных на предыдущей стадии принятия стратегических решений. На данном уровне операционный менеджмент сосредоточивается также на решении других вопросов. Например, какое количество рабочих понадобится для производства продукции (или услуг)? В какой именно момент в них возникнет потребность? Придется ли работать сверхурочно или вводить вторую смену? Каков должен быть график поставок материалов? Следует ли создавать запасы готовой продукции?

Ответы на них также принимают характер производственных ограничений, с учетом которых будут приниматься решения, связанные с планированием операций и управлением ими.

По сравнению с двумя описанными выше уровнями решения относительно планирования

операций и управления ими охватывают небольшой период времени. Они, как правило, содержат ответы на более конкретные вопросы. Например, какую работу нужно выполнить сегодня или в течение текущей недели? Кто именно будет отвечать за выполнение этой задачи? Какую работу следует выполнить в первую очередь?

На принятие производственных решений оказывают влияния факторы спроса на товары и услуги.

Ключевыми факторами спроса на товары и услуги являются:

 

1) качество и надежность;

2) цена;

3) скорость поставки;

4) надежность поставки.

Качество и надежность

На ранних стадиях жизненного цикла продукта лидирующее положение на рынке завоевывается внедрением новых продуктов с более высоким уровнем качества и надежности.

Цена

Когда жизненный цикл продукта вступает в стадию роста и затем в стадию стабилизации, ключевым фактором становится цена. В ее основе обычно лежат затраты на производство. В этот период усиливается роль производственной функции и изыскиваются возможности производства сни­жать себестоимость продукции.

 

На рынке радиоэлектронной аппаратуры в России, в частности на рынке телевизоров, основным критерием выбора товара всегда была цена — до того времени, пока не стали поступать высококачественные телевизоры из Японии. Продукция российских производителей не отвечала столь высокому стандарту. И сразу основным критерием стало качество. Однако по мере заполнения рынка аналогичной продукцией из других стран, а также в связи с экономическим кризисом основным критерием выбора опять стала цена.

 

Скорость поставки

Если предприятие поставляет свой товар быстрее, чем конкурент, это может стать определяющим фактором для клиента. Этот фактор играет большую роль, когда товар находится в стадии зрелости свое­го жизненного цикла. Ускорить поставку заказчику можно за счет повышения производительности труда, внеурочной рабо­ты либо перепланирования производства, когда или заказу придается статус приоритетного, или он частично уже выпол­нен еще до заключения контракта, в надежде на совершение сделки.

Надежность поставки

Это требование означает способность предприятия выполнить заказ вовремя. В этом случае все зависит от производства. При рас­чете реального времени выполнения заказа и поставки товарной продукции состав­ляют график работы с учетом мощностей и запасов оборотных средств.

Приразработке решений на этапе выхода товаров и услуг на рынок необходимо особое внимание уделять тем факторам, кото­рые впоследствии могут стать критериями его выбора покупателя­ми. Они-то и определяют инвестиционные решения по развитию производства товаров. Одновременно необходимо выявить те фак­торы, которые могут привести к потере клиента, чтобы миними­зировать риск.