Власть в обществе

Человек, живущий в обществе, постоянно испытывает внешнее воздействие. В повседневной жизни мы часто это воздействие обозначаем словом «властью Мы говорим о власти природы, когда подчиняемся ее законам и в холодную погоду надеваем теплую одежду, а в дождь берем с собой зонтик. Мы говорим о власти общества, когда подчиняемся принятым в данном обществе нормам и правилам, потому что не хотим быть предметом насмешек или выслушивать чьи-то замечания. Мы говорим о власти других людей, когда вынуждены подчиняться их приказам или распоряжениям.

В научном языке принято случай зависимости от природных условий определять как обусловленность действий человека окружающей физической, материальной средой, зависимость от общества, социума — как социальный контроль или обусловленность действий человека социумом, обществом. И только третий случай определяется как собственно власть. Иными словами, власть — это не любое ограничение свободы человека, а лишь то, которое вытекает из воздействия одного человека на другого или одной группы людей на другую.

Власть — это социальное взаимодействие, отношение, отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или группу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями. Того, кто осуществляет власть, называют субъектом власти, а тот, в отношении которого осуществляется власть, кто подчиняется — объектом власти. Итак, если констатируется факт способности одного субъекта влиять на другого субъекта и добиваться поставленных целей, несмотря на нежелание и даже сопротивление последнего, то можно утверждать, что субъект А имеет власть над Б.

Почему один человек подчиняется другому? Из нашей повседневной практики, из нашего знания об окружающем мире, мы можем констатировать, что подчинение возникает там, где человек сталкивается с тем, кто сильнее (как, например, грабитель, угрожающий пистолетом), или умнее и опытнее (и человек следует его совету, рекомендации, приказу, чтобы избежать осложнений и возможных ошибок), или является начальником и имеет соответствующее право отдавать распоряжения. То есть в любом случае мы указываем, что в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физическое, интеллектуальное) или неравенство социальное (статусное, экономическое, образовательное и т.п.).

Однако неравенство как таковое не порождает неизбежно и обязательно отношения власти. Физически сильный человек может не стремиться к господству над слабым, руководитель предприятия не может приказывать рабочим другого предприятия, помещик в крепостнической России не обладал властью над холопами и крестьянами, принадлежавшими другому помещику. Для появления отношений власти необходимо, чтобы субъект власти мог и хотел использовать свои преимущества для давления на других людей. Вот почему для описания отношений власти вводятся понятия «ресурсы власти» и «мотивация властного взаимодействия».

Ресурсы власти —это средства, возможности, используемые субъектом власти для утверждения своего влияния на объект в соответствии с поставленными целями. Они указывают на те конкретные преимущества, которыми обладает субъект власти, уточняют содержание сложившегося неравенства, выявляют механизмы влияния.

Ресурсы, используемые для оказания воздействия на другого человека (группу), могут быть самыми разнообразными. Обычно все виды ресурсов подразделяют на три группы:

1) принудительные, когда подчинение осуществляется под страхом наказания или в результате прямого насилия. Надо сказать, что любое властное взаимодействие содержит в себе элемент принуждения, только в одних случаях наряду с принуждением могут использоваться и другие ресурсы, а есть и такие случаи, когда субъект власти опирается в своих действиях исключительно на силу. 'Таким образом, например, устанавливается власть на захваченных территориях, так действуют грабители, так подавляют сопротивление инакомыслящих в тоталитарных государствах;

2) утилитарные, когда влияние обеспечивается за счет предоставления подчиняющемуся каких-либо материальных благ или других возможностей удовлетворения своих определенных потребностей, в том числе потребностей в причастности к группе, в уважении, любви. Иными словами, подчинясь, человек что-то обретает финансовую поддержку, право на защиту от третьих лиц, расположение и доброе отношение властителя и т.д.;

3) нормативные, обеспечивающие подчинение в силу сложившихся в обществе норм и правил, которые априори наделяют кого-то властными полномочиями. Этот вид ресурсов иначе называется статусным, т.е. предоставляющим человеку власть в соответствии с его статусом. Так, сотрудники фирмы подчиняются своему руководителю, члены партии — партийному лидеру, граждане — правительству.

Неравенство в обладании ресурсами еще не влечет за собой неизбежность властных отношений. Необходимо, чтобы предполагаемый ресурс имел значимость для объекта власти. Например, обладая таким ресурсом, как деньги, можно добиться подчинения лишь в том случае, если они представляют ценность для объекта власти. Угрозе применения силы можно противопоставить бесстрашие, нежелание подчиняться перед лицом самой смерти. И даже статусные нормы — «не указ» для отдельных индивидов, и они могут проигнорировать указание начальника, государственного чиновника. Не случайно некоторые исследователи вводят в определение властного взаимодействия понятие «ценности». Иными словами, необходима мотивация властного взаимодействия, т.е. и объект и субъект власти должны подталкиваться, побуждаться определенными внутренними причинами, т.е. мотивами к вступлению во властное взаимодействие. Конкретными мотивами подчинения могут быть желание сохранить себе жизнь, намерение получить какие-то блага, стремление поддержать свою статусную позицию и т.д. Конкретными мотивами властвования могут быть, как намерение что-то сделать в интересах людей, так и личные амбиции, желание самоутвердиться и т.п.

Итак, власть как один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, а властвующий субъект реализует свою волю и интересы, отличается следующими признаками:

а) неравенством двух взаимодействующих сторон, их разделением на субъект власти, обладающий определенными ресурсами, и объект власти, лишенный данных ресурсов;

б) способностью субъекта власти ставить определенные цели и добиваться изменения поведения контрагента взаимодействия в соответствии с этими целями (мотивация властвования);

в) готовностью объекта власти изменять свое поведение в соответствии с требованиями субъекта власти (мотивация подчинения);

г) наличием у властвующего субъекта возможности применить санкции (лишить обещанных ресурсов, применить принуждение) в отношении подчиненного.

Исторически понятие «власть» связано с административным управлением древнегреческих полисов (городов-государств). На территории полисов возникла необходимость регулирования взаимоотношений граждан, а также реализации их общих интересом в данном государстве. Отсюда и возникла власть как определенная насильственная деятельность, выражающая интересы и волю тех или иных субъектов, оказывающая регулирующее воздействие на поведение людей. Искусство управления гражданами — «политами», регулирование их поведения с помощью права, насилия, авторитета, общественного мнения стало обозначаться понятием «политика». Исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, закрепившаяся в формуле «политическая власть».

В определении и трактовке понятия «власть» имеются различные точки зрения. Рассмотрим кратко основные из них.

Реляционистские (от англ. relation — отношение) концепции происхождения и интерпретации власти.Характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. Можно выделить три основных варианта теорий реляционной интерпретации власти: теории «сопротивления», «обмена ресурсами» и «раздела зон влияния».

В теориях «сопротивления» (Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рейвен и др.) исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление ее объекта. Соответственно раз­рабатываются классификации различных степеней и форм сопро­тивления.

В теориях «обмена ресурсами» (П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнингс и др.) внимание акцентируется на ситуациях неравного распре­деления ресурсов между участниками социального отношения. В этом случае индивиды, располагающие «дефицитными ресурсами», могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение.

Теории «раздела зон влияния» (Д. Ронг и др.) предлагают при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимание не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается момент изменяемости ролей участников взаимодействий. Если в одной ситуации властью обладает один индивид по отношению к другому, то с трансформацией сферы влияния позиции участников меняются.

Бихевиористские концепции власти. Подобно реляционистским, бихевиористские концепции исходят из трактовки власти как отношения между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но в отличие от реляционистского бихевиористский подход акцентирует внимание на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания, следовательно, определяющей формой цолитической активности человека. Власть — исходный пункт и конечная, цель политического действия.

Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для воз­никновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Человек видит во власти средство улучшения жизни, приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть — это и самоцель, обладание властью доставляет наслаждение. Политическая власть складывается из столкновения многообразных, воль к власти как баланс, равновесие политических сил.

Бихевиористы рассматривают политические отношения как рынок власти. Именно рыночные принципы: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, выравнивание цен и конкуренция продавцов и покупателей — и только они выступают регуляторами, автоматически (без внешнего принуждения) обеспечивающими функционирование политической системы общества.

Системные концепции власти. Власть рассматривается как систематизирующее отношение в политической системе общества. Все остальные элементы системы связаны с ней непосредственно или опосредованно.

В рамках системных концепций молено выделить три подхода к пониманию власти. Первыйистолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы (Т. Парсонс); второй рассматривает власть на уровне конкретных систем — семьи, организации и т.п. (М. Крозье), а третий — как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы (М. Роджерс).

«Мы можем определить власть —-,писал Парсонс, — как реальную способность единицы системы аккумулировать свои «интересы» (достичь целей, пресечь нежелательное вмешательство, внушить уважение, контролировать собственность и т.д.) в контексте системной интеграции и в этом смысле осуществлять влияние на различные процессы в системе».

Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н.Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.

Власть подразделяется на политическую, экономическую, социальную, духовно-информационную. Властные отношения пронизывают все сферы общества. Власть есть в семье, в трудовом коллективе, в учебном заведении, в государственном учреждении, в компании подростков. Есть в обществе и особый вид власти. Это — политическая власть.