Вопрос 2. Сущность и виды относительных величин

Относительным показателем является показатель, полученный путем сравнения, сопоставления показателей.

Основные виды относительных величин чаще выражаются отвлеченными числами, но могут быть также именованными относительными показателями. Построение их связано с применением различных методов статистики.

Условно относительная величина выглядит как:

Величина, с которой проводится сравнение (знаменатель), называется базой сравнения или основанием. В зависимости от базы сравнения относительные величины могут измеряться:

А) в единицах (коэффициентах) - если база принята за единицу;

Б) в процентах - если база принята за 100 (%);

В) в промилле ( ) - если база принята за 1000;

Г) в продецимилле () - если база принята за 10000.

Виды относительных показателей:

1. Относительные показатели структурыхарактеризуют долю отдельных частей в общем объеме совокупности. Для расчета этих показателей весь объем совокупности или какого-то ее признака принимается за 100 процентов и рассчитываются удельные веса (доля) отдельных частей совокупности.

Пример:

  Число человек Доля группы в общей численности, в процентах
Численность работников предприятия, в т.ч.
мужчин
женщин

2. Относительные показатели динамикихарактеризуют изменение явления во времени.

3.

Относительный показатель динамики может быть рассчитан двумя методами:

- цепным, при котором уровень каждого периода сравнивается с предыдущим;

- базисным, при котором за базу сравнения принимается уровень начального периода, а остальные сравнивают с ним.

Пример:

 
Объем продукции произведенной предприятием, млн. руб. 1,7 2,5 3,7 4,0

Цепным способом:

Базисным способом:

 

4. Относительные величины сравнениярассчитываются путем сравнения двух одноименных величин.

Пример:

Предприятие Численность работников
А
Б

4. Относительные показателиинтенсивностихарактеризуют степень насыщенности явления.

Пример:

 

5. Относительные показатели выполнения плана или договорахарактеризуют соотношение объема или уровня, фактически достигнутого, с запланированным на данный период.

Пример:

  Запланированный уровень Фактически достигнутый уровень
Объем прибыли предприятия, тыс. руб

 

6. Относительные показатели планового заданияхарактеризуют соотношение уровня, запланированного на будущий период и фактически достигнутого в прошлом.

Пример:

  Уровень, запланированный на 2009 год Фактически достигнутый уровень в 2008 году
Объем прибыли предприятия, тыс. руб

7. Относительные показатели координациихарактеризуют соотношение объемов частей совокупности.

Пример:

Группы работников предприятия Число человек
мужчин
женщин