Понятие социальной нормы

Понятие социальной нормы, генезис и функционирование социальных норм

Тема 4

Список використаної й рекомендованої літератури

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – 2-е изд. – СПб.: Изд. Дом "Питер", 2001. — 263 с.

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер. – 2001. – 688 с.

3. Балл Г. О. Методологічні засади гуманізації (особистісної орієнтації) професійної діяльності та подготовки до неї // Психологія праці та професійної підготовки особистості: Навч. посіб. / За ред. П. С. Перепелиці, В. В. Рибалки. – Хмельницький: ТУП, 2001. – С. 48–67.

4. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЭР СЭ. – 2001. – 511с.

5. Бондарчук Е. И., Бондарчук Л. И. Основы психологии и педагогики. Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: МАУП, 2001. – 168 с.

6. Борисова Е. М., Логинов Г. П. Индивидуальность и профессия – М.: Знание, 1991. – 80 с.

7. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. –- 2-е изд., доп. и испр. – М.: Изд-во Рос. Пед. Агентства, 1998. – 272 с.

8. Гильбух Ю. 3., Верещук Е. П. Психология трудового воспитания школьников. – К.: Рад. шк., 1987.

9. Гордієнко В. I. Розвиток особистості в процсі професіоналізації: професіогенез особистості // Психологія праці та професійної підготовки особистості: Навч. посіб. /За ред. П. С. Перепелиці, В. В. Рибалки. – Хмельницький: ТУП, 2001. – С. 48–67.

10. Ермолаева Е. П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза // Психологический журнал. – 1998. – № 4. – С. 80–87.

11. Кабаченко Т. Н. Психологические трудности и ошибки при выборе профессии // Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г. Г. Аракелова. – М: Высш. шк., 1990. – С. 154–178.

12. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учеб. для вузов. – М: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350 с.

13.Основивиробничої психології і педагогики / За ред. Д. О. Сметаніна. – К.: Вища шк., 1982. – 304 с.

14.Профессиональнаяориентация молодежи / Под ред. К. К. Платонова. – М.: Высш. шк., 1978. – 271 с.

15. Психологиятруда / Пер. со словац. Г. В. Матвеевой-Муниповой. – М.: Профиздат, 1979. – 216 с.

16. Синявский В. В. Психолого-педагогические основы профессиональной адаптации учащихся профтехучилищ. – К.: Выща шк. Голов. Изд-во,1985. – 87 с.

17. Щёкин Г. В. Практическая психология менеджмента: В 2-х кн. – Как делать карьеру. – К.: Украина, 1994. – Кн. 1. – 339 с.

18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Изд. Группа "Прогресс", 1996. – 344 с.

 

 

Каждое общество имеет свою определенную систему норм, ценностей, эталонов и т.п. Причем нормы регулируют не только поведение и обязанности членов этого общества, но и определяют, задают цели существования – как отдельных людей, так и всего общества. Система норм зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития данного общества, а также от производственных и общественных отношений. Социальные нормы формируются неизбежно как следствие коммуникации и кооперации людей, они являются внутренне присущей и основополагающей составной частью любой формы социализации человека. Не существует ни одного общества или группы людей без системы норм, определяющих их поведение.

Социальные нормы выполняют многообразные функции: ориентационную, регулирующую, санкционирующую, информационную, коррекционную, воспитательную и др. В нормах заложены определенные способы действия, в соответствии с которыми индивиды направляют, организуют и оценивают свою деятельность, регулируют свое поведение. Социальные нормы ориентируют на формирование целей поведения человека, но содержат и требования относительно средств их достижения.

В отношении социальных норм возможно различное их понимание, которое влечет за собой разные направления их изучения:

- социальные нормы — как средства социальной регуляции поведения индивидов и групп; - социальные нормы — как совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам

Первое из этих пониманий носит функциональный оттенок. Иными словами, нормы рассматриваются инструментально, динамично. При этом предполагается, что они известны или, как минимум, доступны для обнаружения и фиксации. С другой стороны, представляет интерес не та или иная конкретная норма, а каков механизм их действия вообще, каковы закономерности их возникновения, существования, смены иными нормами? Как возможно практическое использование изучаемых закономерностей?

Второе понимание имеет, скорее, феноменологическую окраску. При этом представляют интерес вопросы содержательного характера в отношении конкретных норм, вопросы их качественного отличия и сходства.

Социальные нормы выполняют многие функции и охватывают все стороны нашей жизни. Благодаря нормам общество избавляется от необходимости регулировать одни и те же акты индивидуального поведения. Естественно, регулирование происходит в соответствии с господствующей системой ценностей, потребностей, интересов, идеологии. Тем самым социальные нормы оказываются инструментом целеполагания. Столь же естественно они становятся инструментом прогнозирования, социального контроля и коррекции отклоняющегося поведения в социальной среде, а также стимулирования творческой и социальной активности человека.

Следует заметить, что исследование социальных норм сопряжено с определенными трудностями, обусловленными тем, что ответа на вопрос о генезисе и механизмах возникновения нормы не могут дать ни гносеология, ни психология, ни медицина, ни социология по отдельности. Норма объективно является точкой пересечения многих социальных процессов, поэтому ее изучение имеет междисциплинарное значение.

Развитие человека и сознания происходит по объективным законам, а взаимосвязь человека, общества и природы сегодня не представляется спорной. Природным факторам развития социальных систем исследователями уделялось немало внимания. Однако вопрос о естественноисторических предпосылках социальных норм остается все еще открытым. Одним из существенных аспектов генезиса нормы является изучение его естественноисторических предпосылок. Наука и практика давно доказали, что люди в своей жизнедеятельности не могут обходиться без использования образцов природы[1][14].

Будучи порождением и продолжением природы, человек обладает естественной предрасположенностью к организованному существованию, природной склонностью к порядку, поэтому она предстает как естественноисторическая предпосылка возникновения отдельных социальных норм.

История человечества свидетельствует о том, что люди для своего существования и развития используют образцы, создаваемые природой, учатся у нее, перенимают способы и принципы саморегуляции, преобразуют их с учетом своих социальных условий и потребностей. Но законы природы не оказывают прямого, непосредственного регулирующего воздействия на социальные процессы, поведение людей; это воздействие опосредованное, косвенное, скрытое, но всеобщее. (Понятие «пальто» не возникло бы, если бы не существовало понятия «зима»; во всех исторических обществах в том или ином виде имел место праздник, связанный со сбором урожая, и т.д.)