Административное правоотношение

Понятие, предмет и метод административного права, его система. Источники административного права Российской Федерации

Глава 4. Основы российского административного права

Местное самоуправление в Российской Федерации

Государственная власть в субъектах Российской Федерации

Судебная система и прокуратура Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Федеральное Собрание Российской Федерации

Президент Российской Федерации

Неоднократно отмечалось, что государственное управление в федерациях осуществляется на двух уровнях. В отличие от унитарных государств федерации располагают как федеральной системой органов государственной власти, так и системой органов государственной власти субъектов. Организация государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов, а также основы организации местного самоуправления все вместе составляют подотрасль государственного права.

Согласно части 1 статьи 11 Конституции государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Федерации.

При этом необходимо учитывать принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, закрепленный в статье 10 Конституции.

 

Разделение властей между высшими органами государственной власти России
Законодательная Исполнительная Судебная
Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума)   Правительство РФ   Суды РФ

 

Таблица 79. Разделение властей между высшими органами

государственной власти России

 

Президент Российской Федерации является главой государства и гарантом Конституции РФ. Закрепление правового статуса Президента, порядок его избрания, сложения президентских полномочий, а также его полномочия урегулированы главой четвертой Конституции. Обратите внимание, что Президент не относится ни к одной из ветвей власти, в теории конституционализма Президент является «воплощением российской государственности».

Что стоит понимать под главой государства? Президент, во-первых, обладает представительскими функциями. Он является «первым лицом» государства, представляет Российскую Федерацию во многих дипломатических сношениях с иностранными государствами и международными организациями. Во-вторых, Президент наделен широкими контрольными функциями за иными органами государственной власти. В-третьих, Президент своего рода «скрепляющий» институт, который имеет право использовать согласительные процедуры для разрешения конфликтов между различными органами государственной власти.

Что означает «Президент – гарант Конституции»? На Президента возложены обязанности сохранять конституционную целостность государства. Именно Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, утверждает военную доктрину и осуществляет верховное главнокомандование Вооруженными Силами РФ. Именно Президент РФ в случае необходимости обязан сделать все возможное для гармонизации работы государственного механизма. Именно Президент обязан добиваться соответствия всех нормативных актов Конституции России.

Конституция и Федеральный закон «О выборах Президента РФ» устанавливают определенный порядок избрания Президента и его вступления в должность. Каким образом проходит процедура избрания и вступления в должность Президента РФ? В целом, всю процедуру можно разделить на несколько этапов.

Этап первый – избрание Президента, второй этап – вступление избранного Президента в должность.

Во-первых, выборы Президента назначает Совет Федерации.

Во-вторых, для участия в избирательном процессе кандидату в Президенты России необходимо соответствовать следующим требованиям:

1) наличие гражданства РФ;

2) кандидат должен быть 35 лет и старше;

3) кандидат должен постоянно проживать в России не менее 10 лет.

В том случае, если кандидат удовлетворяет указанным требованиям он вправе воспользоваться своим пассивным избирательным правом и может участвовать в президентских выборах.

Одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд.

Президент России избирается гражданами Российской Федерации, достигшими возраста 18 лет, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы президента проводится по единому федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию России. Кандидаты в Президенты могут быть выдвинуты политическими партиями или в порядке самовыдвижения. В последнем случае необходима поддержка самовыдвиженца со стороны не менее 500 граждан (инициативная группа избирателей), а затем после того как кандидат зарегистрирован необходимо собрать не менее 300 тысяч подписей в его поддержку.

Подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии различных уровней.

 

Система избирательных комиссий
Центральная избирательная комиссия РФ
Избирательная комиссия субъекта РФ
Территориальная избирательная комиссия
Участковая избирательная комиссия

 

Таблица 80. Система избирательных комиссий

 

Территориальные избирательные комиссии формируют избирательные участки. Избирательный участок – это такая территория, население которой в назначенный день голосует в участковой избирательной комиссии. Численность населения территории избирательного участка не должна превышать 3.000 человек. Территориальная избирательная комиссия (комиссия, например, Калининского района) составляет общий список избирателей, который затем разбивается на списки избирателей определенных избирательных участков. Граждане включаются в списке избирателей в зависимости от их места жительства.

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. По завершении голосования участковая комиссия оформляет протокол о результате голосования на избирательном участке. На основе данных протоколов участковой избирательной комиссии территориальная избирательная комиссия также подсчитывает голоса и также оформляет протокол, который далее передается в избирательную комиссию субъекта, а затем в Центральную избирательную комиссию, которая составляет протокол о результатах выборов Президента РФ.

Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов избирателей (Президент избирается по мажоритарной системе). Если ни один из кандидатов не получил более половины голосов избирателей, то выборы признаются несостоявшимися и проводится повторное голосование («второй тур»).

После избрания Президент вступает должность только по истечении срока пребывания в должности предыдущего Президента. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Президент России исполняет полномочия с момента принесения присяги в течение шести лет и до момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Статус Президента РФ налагает на него определенные ограничения, например, Президент не вправе заниматься деятельностью, приносящей ему доход, кроме научной, преподавательской, творческой и спортивной. При этом такие виды деятельности не должны финансироваться за счет иностранных государств и организаций.

Существуют определенные обстоятельства, которые приводят к тому, что Президент России может досрочно прекратить свои полномочия (статьи 92 и 93 Конституции).

 

Основания для досрочного прекращения полномочий Президента РФ
    Отставка Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия     Отрешение от должности     Иные основания

 

Таблица 81. Основания для досрочного прекращения полномочий Президента РФ

Отставка Президента РФ – это добровольное волеизъявление Президента о сложении полномочий.

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия выражается в том, что Президент по медицинским показателям не способен осуществлять свои функции.

Отрешение от должности является особой процедурой и мерой конституционно-правовой ответственности. Для отрешения от должности Президента требуется следующее:

1) совершение Президентом государственной измены или иного тяжкого и особо тяжкого преступления;

2) подтверждение наличия состава данного преступления Верховным Судом РФ в форме заключения;

3) выдвижение Государственной Думой обвинения;

4) заключение Конституционного Суда РФ о соблюдение порядка выдвижения обвинения против Президента.

Президента отрешается от должности Советом Федерации в течение трех месяцев с момента выдвижения обвинения Государственной Думой.

Под иными основаниями понимается: смерть Президента, его выход из гражданства России или приобретение гражданства иностранного государства, переезд на новое место жительство в иностранное государство.

Во всех случаях, когда Президент не способен выполнять свои функции в силу указанных выше обстоятельств, его полномочия временно выполняет Председатель Правительства.

Президент обладает достаточно широкими полномочиями в сфере государственного управления (статьи с 80 по 89 Конституции), которые указаны в таблице 82.

 

Полномочия Президента Российской Федерации
Внутриполитические полномочия Внешнеполитические полномочия
1. Определяет направления внутренней политики России. 2. Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства. 3. Принимает решение об отставке Правительства. 4. Представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка и ставит вопрос перед Государственной Думой об его освобождении от должности. 5. По предложению Председателя Правительства назначает и освобождает от должности заместитель Председателя Правительства; 6. Представляет Совету Федерации для назначения на должности судей высших судебных инстанций (Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда), а также кандидатуру Генерального прокурора; вносит предложения в Совет Федерации об освобождении Генерального прокурора от должности; назначает указом судей иных федеральных судов. 7. Формирует и возглавляет Совет Безопасности. 8. Формирует Администрацию Президента. 9. Назначает и освобождает полномочных представителей Президента. 10. Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил. 11. Назначает и отзывает дипломатических представителей. 12. Назначает выборы Государственной Думы. 13. Распускает Государственную Думу. 14. Назначает референдум. 15. Вносит законопроекты в Государственную Думу. 16. Подписывает и обнародует федеральные законы. 17. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием. 18. Утверждает военную доктрину. 19. Является Верховным Главнокомандующим. 20. Вводит на территории России или в отдельных местностях военное положение или чрезвычайное положение. 21. Разрешает вопросы гражданства и предоставления политического убежища. 22. Награждает государственными наградами. 23. Осуществляет помилование. 1. Определяет направления внешней политики России. 2. Представляет Россию в международных отношениях. 3. Ведет переговоры и подписывает международные договоры. 4. Подписывает ратификационные грамоты.  

 

Таблица 82. Полномочия Президента Российской Федерации

 

Президент издает подзаконные нормативно-правовые акты – указы и распоряжения.

Президент обладает неприкосновенностью (иммунитетом). Неприкосновенность Президента означает, что он не может быть привлечен к административной или уголовной ответственности на общих основаниях. К Президенту могут быть применены меры уголовной или административной ответственности только в специальном порядке, установленном федеральными законами. Важно также иметь в виду, что гарантии неприкосновенности и некоторые другие привилегии Президента также распространяются и на Президента, прекратившего свои полномочия.

 

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (статья 94 Конституции). Структура Федерального Собрания является двухпалатной, поскольку Россия является федеративным государством. Одна палата – Государственная Дума – состоит из избранных народом 450 депутатов, другая палата – Совет Федерации – состоит из представителей от каждого субъекта Федерации. Таким образом, Федеральное Собрание позволяет учесть как интересы определенных социальных групп (политических партий, выражающих волю своих избирателей) путем депутатского представительства в Государственной Думе, так и позволяет учитывать интересы конкретных территориальных единиц – субъектов Федерации. Вопросы правового регулирования деятельности и организации Федерального Собрания отражены в главе пятой Конституции.

 

Федеральное Собрание
Совет Федерации Государственная Дума
166 членов 450 членов

 

Таблица 83. Структура Федерального Собрания

 

Каким образом комплектуются палаты Федерального Собрания? Поскольку в разных палатах воплощены различные конституционные идеи – идеи народного представительства (Государственная Дума) и идеи регионального представительства (Совет Федерации), порядок комплектации для каждой из палат является различным.

Государственная Дума формируется путем выборов и избирается сроком на пять лет.

Выборы в Государственную Думу назначает Президент.

Депутатом Думы может быть гражданин, которые отвечает определенным требованиям:

1) кандидат в депутаты должен быть не моложе 21 года;

2) кандидат должен быть только гражданином России.

Согласно положениям Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» депутаты избираются по федеральному избирательному округу, то есть выборы проходят на всей территории России и депутаты избираются «от всей России».

Депутаты избираются гражданами Российской Федерации, достигшими возраста 18 лет, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Каким образом выдвигаются кандидаты в депутаты? Политические партии на своих съездах принимают решение о выдвижении федерального списка кандидатов, которое оформляется протоколом. Федеральный список кандидатов затем разбивается на список кандидатов в каждом субъекте, в частях субъекта и т.д. Федеральный список кандидатов представляется в Центральную избирательную комиссию, где проходит процедуру регистрации.

Подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии различных уровней.

Совет Федерации комплектуется иным способом. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта России: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти субъекта. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 83 субъекта, следовательно, общее число членов Совета Федерации равняется 166.

Процедура формирования состава Совета Федерации закреплена в Конституции РФ и Федеральном законе «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ».

Кандидат в члены Совета Федерации должен отвечать определенным требованиям:

1) кандидат должен быть не моложе 30 лет;

2) кандидат должен быть только гражданином России;

3) кандидат должен проживать на территории субъекта Федерации, от которого он делегируется в Совет Федерации не менее 5 лет;

4) кандидат должен обладать безупречной репутацией;

5) кандидатом от законодательного (представительного) органа может быть только депутат этого органа;

Кандидат от законодательного (представительного) органа избирается членами соответствующего органами путем голосования.

Срок полномочий кандидата от законодательного органа равен сроку полномочий соответствующего законодательного органа.

Кандидат от исполнительного органа делегируется в Совет Федерации следующим образом. При проведении выборов высшего должностного лица субъекта (например, Губернатора Санкт-Петербурга), каждый кандидат на данную должность представляет три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего его кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации от исполнительного органа.

Срок полномочий кандидата от исполнительного органа равен сроку полномочий высшего должностного лица субъекта.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Каждая из палат Федерального Собрания имеет собственную структуру.

 

Председатель Государственной Думы
Первый заместитель Председателя и заместители Председателя Совет Государственной Думы  
Парламентские фракции и депутатские группы
Комитеты и комиссии Аппарат Государственной Думы
     

 

Таблица 84. Структурные подразделения Государственной Думы

 

Указанные выше структурные подразделения Государственной Думы являются самостоятельными и обособленными в рамках единого органа – Государственной Думы. Структура Государственной Думы устанавливается в соответствии с Конституцией и Регламентом Государственной Думы.

Председатель Государственной Думы избирается тайным голосованием на заседании Государственной Думы. Главная обязанность Председателя – ведение заседаний Государственной Думы.

Первый заместитель и заместители Председателя Государственной Думы избираются тайным голосованием на заседании Государственной Думы.Основные обязанности: замещение Председателя в период его отсутствия, а также выполнение поручений Председателя. Заместители Председателя не могут быть членами одной фракции с Председателем.

Совет Государственной Думы – структурное подразделение Государственной Думы, которое обеспечивает организационную работу палаты. Основная обязанность – формирование проекта программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию.

Парламентские фракции и депутатские группы – объединения депутатов. В настоящее время существует 4 фракции: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР и Справедливая Россия. Как видно, название фракций должно совпадать с названием политических партий. Депутаты, которые не вошли во фракции образуют депутатские группы.

Комитеты Государственной Думы – структурныеподразделения, которые осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов, дают заключения по законопроектам или разрабатывают законопроекты самостоятельно. В Государственной Думе создаются такие комитеты как: Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов и многие другие.

Комиссии Государственной Думы – структурные подразделения, которые в отличие от комитетов создаются на определенное время или до момента достижения определенных целей. Например, Комиссия по депутатской этике рассматривает все случаи нарушения депутатами депутатской этики.

Аппарат Государственной Думы – структурноеподразделение, которое обеспечивает правовое, материально-техническое, хозяйственное и транспортное обеспечение деятельности депутатов.

 

Председатель Совета Федерации
Первый заместитель и заместители Председателя Совет палаты
Комитеты и временные комиссии Аппарат Совета Федерации

 

Таблица 85. Структура Совета Федерации

 

Структура Совета Федерации устанавливается в соответствии с Конституцией и Регламентом Совета Федерации.

Председатель Совета Федерации – должностное лицо, избираемоетайно членами Совета Федерации. Основная функция Председателя – организация заседаний Совета Федерации.

Первый заместитель и заместители Председателя – должностные лица, избираемые тайно членами Совета Федерации. Заместители председателя не могут быть из одного и того же субъекта, что и Председатель. Основные функции заместителей сводится к замещению Председателя в его отсутствие и исполнение поручений Председателя.

Совет палаты – структурное подразделение, которое обеспечивает подготовку работы Совета Федерации. Основная деятельность Совета палаты сводится к утверждению графиков заседаний на весеннюю и осеннюю сессии.

Комитеты и временные комиссии – структурные подразделения Совета Федерации. Комитеты работают на постоянной основе. Их основная цель – предварительное рассмотрение принятых Государственной Думой законов. Комиссии в отличие от комитетов создаются на определенное время для решения оперативных задач.

Аппарат Совета Федерации – структурноеподразделение, которое обеспечивает правовое, материально-техническое, хозяйственное и транспортное обеспечение деятельности депутатов.

Государственная Дума и Совет Федерации обладают определенными полномочиями, закрепленными в статьях 102 и 103 Конституции, которые отражены в таблице 86.

 

Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации
Полномочия Государственной Думы Полномочия Совета Федерации
1. Дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ в форме постановления Государственной Думы 2. Решение вопроса о доверии Правительству РФ в форме постановления 3. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ в форме постановления 4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной Палаты и половины состава ее аудиторов в форме постановления 5. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в форме постановления 6. Объявление амнистии в форме постановления 7. Выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности в форме постановления 1. Утверждение границ между субъекта Федерации в форме постановления Совета Федерации 2. Утверждение указа Президента о введении военного положения и чрезвычайного положения в форме постановления 3. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории России в форме постановления 4. Назначение выборов Президента в форме постановления 5. Отрешение Президента от должности в форме постановления 6. Назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда по представлению Президента в форме постановления 7. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора по представлению Президента в форме постановления 8. Назначает на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов

 

Таблица 86. Полномочия палат Федерального Собрания

 

Для реализации каждого из полномочий необходимо издание правоприменительного акта – постановления соответствующей палаты. Для издания постановления члены Совета Федерации или депутаты Государственной Думы голосуют за то или иное постановление. Постановление как в Совете Федерации, так и в Государственной Думе считается принятым, если за него проголосовало большинство голосов от общего числа членов соответствующей палаты, если иное не предусмотрено Конституцией (например, для отрешения Президента от должности необходимо, чтобы проголосовало не большинство, а две трети членов в каждой из палат)

Как и у любого парламента мира у Федерального Собрания главной функцией является принятие законов. Процедура законодательного процесса (законотворчество) разбита на несколько стадий. Всю процедуру принятия федеральных законов следует представить в виде таблицы.

 

Законодательный процесс в Российской Федерации
Этапы законотворчества Содержание этапов законотворчества
Этап 1 Внесение законопроекта в Государственную Думу
Этап 2 Рассмотрение Государственной Думой законопроекта в трех чтениях
Этап 3 Рассмотрение законопроекта Советом Федерации
Этап 4 Подписание и обнародование закона Президентом РФ

 

Таблица 87. Законодательный процесс в Российской Федерации

 

Первый этап является инициирующим, то есть именно благодаря действиям тех, кто имеет право на внесение законопроектов в Государственную Думу, механизм законодательного процесса запускается.

Правом на внесение законопроектов (субъектами законодательной инициативы) являются: Президент РФ, Совет Федерации и его члены, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органам субъектов Федерации, а также высшие судебные инстанции (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд) по вопросам их ведения.

Второй этап заключается в том, что Государственная Дума рассматривает поступивший законопроект в трех чтениях. В первом чтении обсуждается общая концепция закона, его актуальность и значимость. По результатам первого чтения в Государственной Думе проводится голосование. Законопроект считается принятым в первом чтении, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов (450 человек). Во втором чтении обсуждаются коррективы, внесенные комитетами в законопроект, принятый в первом чтении. После рассмотрения всех поправок к законопроекту проводится голосование. Законопроект считается принятым во втором чтении, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. В третьем чтении депутаты голосуют за законопроект в целом, то есть принимают его в качестве закона. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более двух третей от общего числа депутатов.

Третий этап состоит в том, что принятый закон направляется в течение 5 дней на рассмотрение и одобрение Совету Федерации. Не все законы Совет Федерации обязан рассматривать. Те законы, которые не подлежат обязательному рассмотрению, считаются автоматически принятыми в течение 14 дней с момента их поступления в Совет Федерации, если они не были отклонены данной палатой. Ряд законов обязателен к рассмотрению Советом Федерации – это федеральные конституционные законы и законы, связанные с налогами, валютой и бюджетом, ратификацией и денонсацией международных договоров, статусом государственной границы, войной и миром. Совет Федерации одобряет или отклоняет принятый закон посредством голосования. Для одобрения федерального закона необходимо, чтобы за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации. Для одобрения федерального конституционного закона – не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. В том случае, если закон был отклонен, то принятый закон направляется в специальный комитет Государственной Думы. В этом комитете организуется работа согласительной комиссии по преодолению разногласий между палатами – готовятся изменения в те части закона, с которыми не был согласен Совет Федерации. После этого Государственная Дума рассматривает изменения, внесенные согласительной комиссией. Если Государственная Дума не приняла изменения, предложенные согласительной комиссией, то закон будет считаться принятым при повторном рассмотрении Государственной Думой закона, но для его принятия вопреки воле Совета Федерации необходимо количество голосов равное двум третям от общего числа депутатов.

Четвертый этап – подписание и обнародование закона Президентом. Если Совет Федерации одобрил закон, оставил его без рассмотрения (в тех случаях, когда рассмотрение является необязательным) или Государственная Дума преодолела отклонение Совета Федерации, закон в течение 5 дней направляется Президенту. В течение 14 дней Президент подписывает закон и обнародует его. Однако Президент может отклонить закон (право отлагательного вето). В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации снова рассматривают закон. Для преодоления отлагательного вето Президента необходимо, чтобы за закон проголосовало не менее двух третей депутатов и членов Совета Федерации. После это закон снова направляется Президенту для подписания в течение семи дней и последующего обнародования. По общему правилу закон вступает в силу в течение 10 дней после его опубликования в «Российской газете», «Парламентской газете» или в «Собрании Законодательства РФ».

 

Исполнительная власть в Российской Федерации представлена Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган, состоящий из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, который осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации.

Правовой статус Правительства, порядок его формирования, структура и полномочия определены в главе 6 Конституции и в Федеральном конституционном законе «О Правительстве РФ».

Правительство является коллегиальным органом, поскольку в его составе находятся Председатель, его заместители, а также федеральные министры, возглавляющие федеральные министерства.

В настоящее время численность Правительства состоит из 29 должностных лиц, а именно из Председателя, 7 его заместителей и 21 федерального министра.

Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Возможна ситуация, когда Государственная Дума отклоняет кандидатуру Председателя Правительства. В таком случае Президент может предложить ту же или другую кандидатуру снова. В том случае если Государственная Дума трижды отклонит кандидатуру Председателя Правительства, Президент распускает Государственную Думу, назначает Председателя Правительства и назначает новые выборы Государственной Думы.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются Президентом на основании предложения Председателя Правительства об их кандидатурах. Аналогичным образом производится освобождение лиц от замещения указанных должностей.

Правительство Российской Федерации руководит большим количеством федеральных министерств. Однако помимо Правительства руководство некоторыми органами исполнительной власти (министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами) осуществляет и Президент. При этом именно Президент Российской Федерации устанавливает структуру органов исполнительной власти. Президент своим указом самостоятельно выстраивает структуру министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Иными словами, Президент «настраивает» органы исполнительной власти для себя как для главы государства. В соответствии с Указом Президента от 21 мая 2012 года «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», в настоящее время действует структура федеральных органов исполнительной власти, указанная в таблице 88.

 

Органы исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство России Органы исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент России
1. Министерство здравоохранения (Минздрав), а также подведомственные министерству федеральная служба и федеральное агентство 2. Министерство культуры (Минкультуры) и подведомственные министерству федеральные агентства 3. Министерство образования и науки (Минобрнауки) и подведомственные ему федеральная служба и федеральное агентство 4. Министерство природных ресурсов и экологии (Минприроды), а также подведомственные ему федеральные службы и федеральные агентства 5. Министерство промышленности и торговли (Минпромторг), а также подведомственное ему федеральное агентство 6. Министерство связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязь), а также подведомственные ему федеральная служба и федеральные агентства 7. Министерство регионального развития (Минрегион) и подведомственное ему федеральное агентство 8. Министерство сельского хозяйства (Минсельхоз), а также подведомственные ему федеральная служба и федеральное агентство 9. Министерство спорта 10. Министерство транспорта (Минтранс), а также подведомственные ему федеральная служба и федеральные агентства 11. Министерство финансов (Минфин), а также подведомственные ему федеральные службы 12. Министерство экономического развития (Минэкономразвития), а также подведомственные ему федеральные службы и федеральные агентства 13. Министерство энергетики (Минэнерго) 14. Министерство труда и социальной защиты, а также подведомственная ему федеральная служба 15. Министерство по развитию Дальнего Востока 1. Министерство внутренних дел (МВД) 2. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) 3. Министерство иностранных дел (МИД), а также подведомственное министерству федеральное агентство 4. Министерство обороны (Минобороны), а также подведомственные министерству федеральные службы и федеральные агентства     5. Министерство юстиции (Минюст), а также подведомственные министерству федеральные службы  

 

Таблица 88. Перечень федеральных министерств

 

Несмотря на то что ряд министерств подчиняется Президенту, абсолютно все федеральные министры входят в состав Правительства. При этом, как было сказано, на настоящий момент в Правительство входит 21 министр, однако общее количество министерств составляет 20. Дело заключается в том, что один министр не возглавляет никакого министерства, он обеспечивает организацию работы проекта «Открытое Правительство», которое обеспечивает взаимодействие государства и гражданского общества.

Правительство Российской Федерации обладает рядом полномочий, которые закреплены в статье 114 Конституции и указаны в таблице 89.

 

Полномочия Правительства Российской Федерации
1. Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет отчет Государственной Думе о его исполнении 2. Обеспечивает проведение в России единой бюджетной, кредитной, финансовой и денежной политики 3. Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии 4. Осуществляет управления федеральной собственностью 5. Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики России 6. Осуществляется меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

 

Таблица 89. Полномочия Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации для реализации своих полномочий издает подзаконные акты – распоряжения и постановления.

Правительство проводит заседания систематически, не реже одного раза в месяц.

 

Структура Правительства Российской Федерации
Председатель Правительства
Заместители Председателя Правительства
Федеральные министры
Аппарат Правительства Советы и комиссии Президиум Правительства

 

Таблица 89. Структура Правительства Российской Федерации

Аппарат Правительства – структурное подразделение Правительства, которое осуществляет обеспечение деятельности Правительства и которое контролирует исполнение иными органами исполнительной власти обязательных решений Правительства.

Советы Правительства – структурные подразделения, которые образуются для предварительного рассмотрения вопросов и выработки по ним рекомендательных решений (например, совет по развитию отечественной кинематографии).

Комиссии Правительства – структурные подразделения, которые образуются для согласования действий органов исполнительной власти при решении определенных задач (например, комиссия по развитию жилищного строительства).

Президиум Правительства образуется для решения оперативных вопросов Правительства.

Важно иметь в виду, что Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства.

Правительство действует на протяжении всего президентского срока и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Правительство может быть отправлено в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, которое оформляется постановлением Государственной Думы. После выражения недоверия Правительству Президент может отправить Правительство в отставку или воздержаться от этого. Если Государственная Дума повторно заявит в течение трех месяцев недоверие Правительству, то Президент должен отправить Правительство в отставку либо распустить Государственную Думу.

Председатель Правительства может самостоятельно поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума отказывает в доверии, Президент отправляет Правительство в отставку или распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

 

Суды играют огромную роль в демократическом государстве. Судебная система Российской Федерации складывается из органов, осуществляющих правосудие от имени Российской Федерации (судов). Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебной власти посвящена глава седьмая Конституции.

Правосудие – деятельность судов по разрешению конституционных, административных, гражданских и уголовных дел. Иными словами правосудие – это форма реализации судебной власти.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводств.

В настоящее время в Российской Федерации существуют суды конституционной юрисдикции, общей юрисдикции и арбитражной юрисдикции, которые представлены различными судебными инстанциями.

Суды конституционной юрисдикции – суды, которые полномочны осуществлять правосудие по делам о соответствии нормативных актов основному нормативному акту (Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов). Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии федеральных нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов субъекта Федерации Конституции Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды субъекта Федерации разрешают дела о соответствии нормативно-правовых актов субъекта Федерации конституции (уставу) субъекта.

Таким образом, Конституционный Суд РФ призван обеспечивать гармонизацию федерального законодательства, законодательства субъекта Федерации и Конституции России. Конституционные (уставные) суды РФ имеют цель обеспечения гармонизации законодательства внутри субъекта, его соответствия основному закону субъекта Федерации.

Важно иметь в виду, что Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъекта являются совершенно разными органами, которые никак между собой не взаимодействуют.

Суды общей юрисдикции – суды, которые полномочны осуществлять правосудие по уголовным, гражданским и административным делам.

Суды арбитражной юрисдикции – суды, которые полномочны осуществлять правосудия по делам, возникающим из экономических отношений (предпринимательских, бюджетных, налоговых и других).

 

Судебная система Российской Федерации
Суды конституционной юрисдикции Суды общей юрисдикции Суды арбитражной юрисдикции
Конституционный Суд РФ Верховный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ
  Конституционные (уставные) суды субъекта Федерации Суд субъекта Федерации (краев, областей, городов федерального значения, республик, автономных округов и автономной области) и окружные (флотские) военные суды   Федеральные арбитражные суды округов
  Районные (городские) суды и гарнизонные военные суды Арбитражные апелляционные суды
  Мировые суды Арбитражные суды субъектов Федерации

 

Таблица 90. Судебная система Российской Федерации

 

Судьями могут быть лица, которые удовлетворяют следующим требованиям:

1) кандидат в судьи должен быть не моложе 25 лет. Для судов субъектов Федерации, а также арбитражных апелляционных судов и федеральных арбитражных судов округов не моложе 30 лет. Для Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ – не моложе 35 лет. Для Конституционного Суда РФ не моложе 40 лет;

2) кандидат должен обладать безупречной репутацией;

3) кандидат должен иметь высшее юридическое образование;

4) кандидат должен иметь стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Для судов субъектов Федерации, а также арбитражных апелляционных судов и федеральных арбитражных судов округов не менее 7 лет. Для Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ – не менее 10 лет. Для Конституционного Суда РФ не менее 15 лет.

Судьи несменяемы. Все судьи назначаются указом Президента, за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ – судей этих судов назначает Совет Федерации по представлению Президента, а также за исключением судей мировых судов (мировых судей), которые назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта или избираются населением соответствующего судебного участка. Срок нахождения судей в должности не ограничен каким-либо сроком, однако судья продолжает исполнение своих полномочий до момента наступления 70 летнего возраста. Судья, как и все остальные лица, замещающие государственные должности или должности государственной службы, не вправе осуществлять деятельность, приносящую ему доход, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Судья неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом специально федеральным законом.

Разумеется, прокуратура России не является органом, относящимся к судебной ветви власти. Однако Конституция содержит нормы статьи 129, которые помещены именно в главу седьмую, вместе с судебной властью. Между тем, прокуратура является органом, который представляет особую ветвь власти – контрольно-надзорную.

Прокуратура Российской Федерации – единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, которая выполняет надзорные функции (прокурорский надзор) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за соблюдением законности и правопорядка.

Таким образом, прокуратура надзирает за деятельностью всех органов государственной власти (кроме судов) и государственных учреждений, осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов.

 

Система органов прокуратуры
Генеральная прокуратура РФ
Прокуратуры субъектов Федерации Транспортная прокуратура
Прокуратуры городов и районов Природоохранная прокуратура
  Военная прокуратура
  Прокуратуры закрытых административно-территориальных образований и особо режимных объектов
  Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения (колониях, тюрьмах)

 

Таблица 91. Система органов прокуратуры

К кандидатам на должность прокурора предъявляются определенные требования;

1) кандидат должен иметь высшее юридическое образование;

2) кандидат должен являться гражданином РФ;

3) кандидат должен обладать безупречной репутацией;

4) кандидат должен быть не моложе 25 лет для замещения должности прокурора города или района, а также стаж работы прокурором или следователем не менее 3 лет. Для замещения должности прокурора субъекта – лицо не моложе 30 лет, имеющее стаж работы прокурором или следователем не менее 5 лет;

Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации.

Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Каким образом прокуратура может повлиять на деятельность органов и лиц, находящихся под прокурорским надзором? В случае обнаружения нарушений прокурор вправе использовать акты прокурорского реагирования, которые бывают четырех видов.

 

Акты прокурорского реагирования
  Протест прокурора   Представление прокурора   Постановление прокурора Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона

 

Таблица 92. Акты прокурорского реагирования

 

Протест прокурора – акт прокурорского реагирования, который приносит прокурор или его заместитель на нормативный акт, который противоречит закону.

Представление прокурора – акт прокурорского реагирования, который содержит требование об устранении допущенных нарушений закона.

Постановление прокурора – акт прокурорского реагирования, при помощи которого возбуждается дело об административном правонарушении.

Предостережение о недопустимости нарушения закона – акт прокурорского реагирования, при помощи которого пресекается правонарушение.

 

Поскольку Российская Федерация является федеративным государством, система органов государственной власти имеет двухуровневую структуру. Несмотря на то что субъекты Федерации обладают определенной самостоятельностью в решении своих вопросов, Федерация устанавливает общие принципы организации государственной власти с той целью, чтобы наиболее эффективным образом гармонизировать всю работу государственной машины.

Российская Федерация лишь в общих чертах определяет основы организации государственной власти в субъектах.

В первую очередь Российская Федерация определяет, какие органы должны быть созданы в субъектах, какими функциями они должны обладать, каков в общих чертах должен быть их порядок формирования.

Прежде всего, на уровне субъекта Федерации органы государственной власти субъектов должны учитывать принцип разделения властей. По этой причине в каждом субъекте учреждаются законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъекта, систему которых субъект определяет самостоятельно.

Законодательный орган является постоянно действующим, высшим и единственным органом законодательной власти субъекта. Его наименование и его структура устанавливаются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Федерации. Например, в Санкт-Петербурге законодательным органом является Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. Федерация также устанавливает численность для законодательного органа в зависимости от количества избирателей в субъекте.

Не менее 15 и не более 50 депутатов – при численности избирателей свыше 500 тысяч человек.

Не менее 25 и не более 75 депутатов – при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек.

Не менее 35 и не более 95 депутатов – при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек.

Не менее 45 и не более 110 депутатов – при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.

Точное количество депутатов устанавливается конституцией (уставом) субъекта. К примеру, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга состоит из 50 депутатов.

Законодательный орган субъекта обладает определенным комплексом полномочий:

1) принимает конституцию (устав) субъекта;

2) принимает законы субъекта по вопросам совместного ведения субъекта и Федерации, а также по вопросам собственного ведения;

3) заслушивает ежегодные отчеты главы субъекта;

4) принимает в форме постановления регламент для организации своей работы;

5) назначает на должности и освобождает от должностей отдельных должностных лиц субъекта;

6) назначает референдум;

7) осуществляет иные полномочия.

Срок полномочий законодательного органа определяется конституцией (уставом), но не может быть свыше 5 лет. В некоторых субъектах законодательные органы могут быть двухпалатными.

Исполнительные органы субъекта Федерации возглавляются высшим должностным лицом субъекта Федерации. Например, в Санкт-Петербурге высшим должностным лицом является Губернатор, который возглавляет Правительство Санкт-Петербурга.

Высшее должностное лицо субъекта Федерации избирается гражданами на срок не свыше 5 лет и не может замещать данную должность более двух раз подряд. Например, в Санкт-Петербурге Губернатор избирается сроком на 5 лет.

Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Федерации может быть гражданин РФ, достигший 30 летнего возраста. Кандидата на должность выдвигают политические партии. Возможно также выдвижение в порядке самовыдвижения, если это предусмотрено законом субъекта. В любом случае необходимо, чтобы кандидатуру поддержало от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований.

Высшее должностное лицо субъекта обладает следующими полномочиями:

1) представляет субъект Федерации;

2) обнародует и подписывает законы субъекта;

3) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта;

4) осуществляет иные полномочия.

Высшее должностное лицо субъекта может прекратить исполнение своих полномочий досрочно в следующих случаях:

1) вследствие смерти;

2) вследствие отрешения от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента по инициативе законодательного органа субъекта;

3) вследствие вступления в законную силу обвинительного приговора суда;

4) вследствие признания недееспособным, безвестно отсутствующим, объявления умершим;

5) вследствие выезда за пределы России на новое место жительства;

6) вследствие выхода из гражданства России или приобретения гражданства иностранного государства;

7) вследствие его отзыва избирателями.

Высшее должностное лицо издает акты – указы (постановления) и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории субъекта.

Высший исполнительный орган субъекта Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта.

Высший исполнительный орган обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава) субъекта Федерации, нормативно-правовых актов субъекта Федерации.

Высший исполнительный орган проводит в жизнь внутреннюю политику субъекта. В частности осуществляет реализацию социальных, экономических, финансовых, хозяйственных, культурно-просветительских программ. Органы исполнительной власти субъекта могут иметь разветвленный характер. Например, Конституция Чеченской Республики устанавливает, что высшим исполнительным органом Чеченской Республики является Правительство, которое состоит из Председателя, его заместителей и министров Чеченской Республики. Высший исполнительный орган вправе формировать иные органы исполнительной власти субъекта Федерации, например, министерства, службы, агентства субъекта.

 

Местное самоуправление в Российской Федерации является своеобразной формой публичной власти, которая независима от государственной власти, но активно взаимодействует с ней. Местное самоуправление обеспечивает населению самостоятельное решение вопросов местного значения. По своему конституционно-правовому значению именно местное самоуправление призвано обеспечить истинную демократию, обеспечить возможность населению непосредственно решать насущные вопросы.

Местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно (через местные выборы и местные референдумы), а также через органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территории субъектов Федерации имеют внутреннее административно-территориальное деление. Например, территория города федерального значения Санкт-Петербурга разделена на 18 административных районов. К примеру, Калининский район является административным районом. Административный район не тождественен территории муниципального образования.

Территории муниципальных образований находятся внутри территории субъекта. На внутригородской территории Санкт-Петербурга насчитывается 111 муниципальных образований. Например, внутри Калининского района существуют такие муниципальные образования как «Муниципальный округ ”Академическое”», «Муниципальный округ ”Пискаревка”». На территории муниципального образования население осуществляет местное самоуправление.

 

Территории муниципальных образований
Муниципальные образования внутригородской территории городов федерального значения     Муниципальные образования муниципальных районов     Муниципальные образования городских округов
  Муниципальные образования сельских поселений Муниципальные образования городских поселений  
       

 

Таблица 93. Территории муниципальных образований

 

Все, что указано в таблице, является особым статусом территорий, на которых осуществляется местное самоуправление. Подобный статус присваивается законом субъекта Федерации. Также законом субъекта определяются границы муниципальных образований.

Муниципальные образования внутригородской территории городов федерального значения являются муниципальными образованиями, которые находятся на территории городов Москвы или Санкт-Петербурга. Выше уже приводился пример – на внутригородской территории Санкт-Петербурга расположено 111 муниципальных образований.

Муниципальные образования муниципальных районов располагаются в пределах определенного муниципального района. Муниципальный район – это территория, на которой находится несколько сельских и/или городских поселений, которые также имеют свои собственные муниципальные образования. Таким образом, территории сельских и городских поселений входят в территорию муниципального района, который также имеет собственное муниципальное образование. Например, в Ленинградской области существует Муниципальное образование «Всеволожский муниципальный район», которое включает в себя Муниципальное образование «Токсовское городское поселение» и ряд других поселений. При этом муниципальные образования городских и сельских поселений не имеют подчиненного положения по отношению к муниципальному образованию муниципального района, они лишь обладают собственными полномочиями.

Муниципальное образование городских округов – это муниципальное образование, которое находится на территории городского поселения, не входящее в муниципальный район. Как правило, городским округом является территория крупного города. Например, Муниципальное образование «Городской округ ”Город Калининград”».

Каждое муниципальное образование имеет собственную систему муниципальных органов, которая в общих чертах установлена ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и более конкретно в уставах муниципальных образований.

Каждое муниципальное образование должно иметь:

1) представительный орган;

2) исполнительный орган (местная администрация);

3) главу муниципального образования.

Муниципальные образования обладают правом решать определенные вопросы местного значения, которые отличаются в зависимости от территориальной принадлежности муниципального образования, но в общих чертах вопросы местного значения сводятся к следующим:

1) формирование, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) дорожная деятельность в отношении дорог местного значения;

4) организация в своих границах газо-, водо-, электро-, теплоснабжения населения;

5) содействие развитию физической культуры, а также организация культурно-досуговых мероприятий;

6) организация сбора и вывоза отходов и мусора;

7) обеспечение населения связью;

8) благоустройство территории;

9) утверждение планов застройки территории;

10) присвоение наименований улицам и площадям;

11) молодежная политика.

Конечно, перечисленные вопросы не являются исчерпывающими, а носят иллюстративный характер. Некоторые из них не являются характерными для определенных типов муниципальных образований, например, муниципальные образования муниципальных районов не организуют в своих границах водоснабжение.

 

 

Административное право Российской Федерации является отраслью публичного права. Нормы административного права устанавливают процедуру и порядок взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления в ходе реализации ими распорядительной деятельности. В отличие от конституционного права административное право конкретно регламентирует управленческие отношения при помощи регулятивных норм. Конституционное право же использует по большей части не регулятивные нормы, а декларативные. Административное право обеспечивает слаженность работы всего государственного аппарата, регламентирует каждый шаг функционирования всех органов исполнительной власти.

Сущность и содержание административного права целиком и полностью связано с понятием государственного управления. Изучением процессов управления занимается такая наука как кибернетика.

Под управлением понимается целенаправленная деятельность субъектов управления по упорядочиванию различных систем, например, социальных.

Государственное управление – это деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по организации и координации жизнедеятельности общества. Главную роль в реализации функций государственного управления занимает исполнительная власть, поскольку именно она воплощает в жизнь предписания законов, воздействует на общество, организует его, управляет им. Государственному управлению присущи:

1) исполнительный характер деятельности – органы исполнительной власти предназначены для реализации воли законодателя;

2) распорядительная деятельность – органы исполнительной власти издают подзаконные акты, которые носят организационный характер;

3) организационный характер деятельности – исполнительная власть призвана активными действиями упорядочивать общественные отношения.

Как и любая другая отрасль права, административное право имеет свои предмет и метод правового регулирования. Предметом правового регулирования административного права выступают организационные общественные отношения, носящие разнородный характер, которые можно объединить в определенные группы (сферы административно-правового регулирования).

 

Группы общественные отношений, входящих в предмет административного права
Управленческие отношения во внутренней и внешнеполитической сферах Управленческие отношения в финансово-экономической сфере   Управленческие отношения в социальной сфере   Управленческие отношения в культурно-духовной сфере

 

Таблица 94. Группы (сферы) общественных отношений, входящих в предмет административного права

Разумеется, указанные отношения также являются предметом правового регулирования иных отраслей права. Внутриполитические отношения регулируются нормами конституционного права, отношения связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ (экономические отношения) во многих аспектах регулируются нормами гражданского права. Однако административное право регулирует именно те отношения, которые нуждаются в императивном, властном воздействии. И именно здесь необходимо охарактеризовать метод правового регулирования административного права.

Указанные группы общественных отношений нуждаются во всестороннем регулировании. Конституционное право лишь задает основу, абрис правового регулирования отношений при помощи императивно-декларативного метода. Уголовное право использует иной арсенал способов и приемов – императивно-охранительный метод, который призван обеспечивать нормальное развитие указанных отношений, обеспечивать их защиту от различных угроз. Административное право, являясь отраслью публичного права, использует императивный метод как общий, но частные приемы и способы императивного метода административного права отличаются от конституционного и уголовного права. Метод административного права является императивно-регулятивным. Императивно-регулятивный метод – это такой метод правового регулирования, который при помощи управомочивающих, предписывающих или запрещающих норм регулирует поведение субъектов права. Арсенал приемов и способов административного права сводится, разумеется, преимущественно к использованию предписаний и запретов, управомочивающие нормы в административном праве встречаются достаточно редко. Основная масса норм административного права являются регулятивными и предписывающими.

Административные правоотношения предполагают вертикальный (субординационный) характер взаимодействия субъектов права. На одной стороне административного правоотношения всегда находится