Существует несколько правил ЭС.
Эмпатическое слушание (ЭС)
Пассивное слушание (ПС).
Тут важно просто слушать человека, просто давать ему понять, что он не один, что Вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего, при это действует так называемые «угу-реакции»: «да-да», «угу-угу», «ну конечно» и т.д.
Дело в том, что эмоциональное состояние человека, подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает «спускаться», успокаиваться, затем сила его чувств опять увеличивается, дойдя до высшей точки, она снова падает и т.д.
Если не вмешиваться в этот процесс, не раскачивать маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокаивается, и, почувствовав это, Вы можете уже общаться с ним нормально.
Если эмоции партнера направлены на Вас, главная задача – не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоционально состояние.
Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При ЭС не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализуют, не критикуют, не поучают.
1. Необходимо настроиться на слушателя: на время забыть о своих проблемах. Только в этом случае Вы можете понять то, что чувствует Ваш собеседник, увидеть его эмоции.
2. В своей реакции на слова партнера Вы должны в точности отразить переживания, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувства не только правильно поняты, но и приняты ваши.
3. Необходимо держать паузу. После Вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своем переживании.
4. Необходимо помнить, что ЭС – не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства.
5. В тех случаях, когда партнер возбужден, когда беседа складывается таким образом, что партнер говорит «не закрывая рта», а Ваша беседа носит уже достаточно доверительный характер, вовсе не обязательно отвечать развернутыми фразами, достаточно просто поддерживать партнера междометиями, короткими фразами типа «да-да», «угу», кивая головой или же повторять его последние слова.
6. ЭС имеет смысл применять только в том случае, когда человек сам хочет поделиться какими-то переживаниями.
4. Преодоление стрессовых ситуаций и выработка эмоциональной устойчивости – важные условия успешной