Фармацевтического работника
Компетентности в общении при подготовке
Социально-психологический тренинг как форма развития
Тренинг социально-психологических и психотехнических умений, необходимых для общения, заключается в выработке социально-психологических умений, связанных с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимовлияний:
1) умение психологически верно и ситуативно обусловлено вступить в общение;
2) умение поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнера;
3) умение психологически точно определить «точку» завершения общения;
4) умение максимально использовать социальные и психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии;
5) умение прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;
6) умение прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий;
7) умение психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению;
8) умение овладеть и удержать инициативу в общении;
9) умение спровоцировать «желаемую реакцию» партнера по общению;
10) умение формировать и «управлять» социальным и психологическим настроением партнера в общении [2, 3, 4].
Психотехнические умения, связанные совладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования:
– умение преодолевать психологические барьеры в общении;
– умение снять излишнее напряжение;
– умение эмоционально настраиваться на ситуацию общения;
– умение психологически и физически «пристраиваться» к партнеру по общению;
– умение психологически адекватно ситуации общения выбрать жесты, позы, ритм своего поведения;
– умение мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи.
Программа психотехники общения включает:
1) упражнения на снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений;
2) упражнения на формирование мускульной свободы в процессе общения;
3) упражнения на овладение навыками психофизической саморегуляции суггестивным путем;
4) упражнения на развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности;
5) упражнения на развитие навыков невербального (развития) общения;
6) упражнения на выполнение простейших коммуникативных действий;
7) упражнения на формирование умения управлять вниманием партнеров по общению.
Упражнения на формирование навыков привлечения внимания партнера признаны способствовать овладению такими способами привлечения удержания внимания, как:
– организация в общении эффекта неожиданности, т.е. использование в общении или неизвестной ранее информации или привлечение неожиданностью способа взаимодействия;
– организация «Коммуникативной провокации», т.е. на короткое время вызвать у партнера по общению ситуацию несогласия с изложенной информацией, доводом, аргументом, а затем стимулировать свою позицию и способ ее изложения;
– гиперболизация как способ заострения внимания партнера по общению;
– коммуникативное сопоставление всех «за» и «против» дает возможность организовать, а затем удержать внимание через изложение самых разнообразных, и часть противоположных точек зрения;
– ситуативное интервьюирование через постановку прямых вопросов ставит партнера по общению перед необходимостью включаться в коммуникативную деятельность;
– апелляция к авторитету для поддержания собственных взглядов, выводов;
– организация сопереживания через максимальное использование в общении экспрессивных средств, опоры на ассоциативность восприятия и жизненные интересы партнеров;
– драматизация ситуации общения как столкновение интересов, борьбу партнеров по общению.
Упражнения по формированию навыков переключения внимания партнеров предусматривает овладение такими способами, как:
– проблемно-тематическое переключение;
– событийное переключение;
– ассоциативное переключение;
– ретроспективное переключение;
– интонационное переключение, и т.д.
Упражнения на формирование навыков стимулирования внимания партнеров по общению предусматривает овладение способами:
– эмоциональной поддержки внимания;
– интонационной поддержки внимания;
– прямого вербального стимулирования.