Фармацевтического работника

Компетентности в общении при подготовке

Социально-психологический тренинг как форма развития

 

Тренинг социально-психологических и психотехнических умений, необходимых для общения, заключается в выработке социально-психологических умений, связанных с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимовлияний:

1) умение психологически верно и ситуативно обусловлено вступить в общение;

2) умение поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнера;

3) умение психологически точно определить «точку» завершения общения;

4) умение максимально использовать социальные и психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии;

5) умение прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;

6) умение прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий;

7) умение психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению;

8) умение овладеть и удержать инициативу в общении;

9) умение спровоцировать «желаемую реакцию» партнера по общению;

10) умение формировать и «управлять» социальным и психологическим настроением партнера в общении [2, 3, 4].

Психотехнические умения, связанные совладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования:

– умение преодолевать психологические барьеры в общении;

– умение снять излишнее напряжение;

– умение эмоционально настраиваться на ситуацию общения;

– умение психологически и физически «пристраиваться» к партнеру по общению;

– умение психологически адекватно ситуации общения выбрать жесты, позы, ритм своего поведения;

– умение мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи.

Программа психотехники общения включает:

1) упражнения на снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений;

2) упражнения на формирование мускульной свободы в процессе общения;

3) упражнения на овладение навыками психофизической саморегуляции суггестивным путем;

4) упражнения на развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности;

5) упражнения на развитие навыков невербального (развития) общения;

6) упражнения на выполнение простейших коммуникативных действий;

7) упражнения на формирование умения управлять вниманием партнеров по общению.

Упражнения на формирование навыков привлечения внимания партнера признаны способствовать овладению такими способами привлечения удержания внимания, как:

– организация в общении эффекта неожиданности, т.е. использование в общении или неизвестной ранее информации или привлечение неожиданностью способа взаимодействия;

– организация «Коммуникативной провокации», т.е. на короткое время вызвать у партнера по общению ситуацию несогласия с изложенной информацией, доводом, аргументом, а затем стимулировать свою позицию и способ ее изложения;

– гиперболизация как способ заострения внимания партнера по общению;

– коммуникативное сопоставление всех «за» и «против» дает возможность организовать, а затем удержать внимание через изложение самых разнообразных, и часть противоположных точек зрения;

– ситуативное интервьюирование через постановку прямых вопросов ставит партнера по общению перед необходимостью включаться в коммуникативную деятельность;

– апелляция к авторитету для поддержания собственных взглядов, выводов;

– организация сопереживания через максимальное использование в общении экспрессивных средств, опоры на ассоциативность восприятия и жизненные интересы партнеров;

– драматизация ситуации общения как столкновение интересов, борьбу партнеров по общению.

Упражнения по формированию навыков переключения внимания партнеров предусматривает овладение такими способами, как:

– проблемно-тематическое переключение;

– событийное переключение;

– ассоциативное переключение;

– ретроспективное переключение;

– интонационное переключение, и т.д.

Упражнения на формирование навыков стимулирования внимания партнеров по общению предусматривает овладение способами:

– эмоциональной поддержки внимания;

– интонационной поддержки внимания;

– прямого вербального стимулирования.