Как познание людьми друг друга
Общение как взаимодействие
Уровень передачи информации.
1. Вербальная коммуникация.
При вербальной коммуникации в качестве знаковой системы используется речь.
2. Невербальная коммуникация
При невербальной коммуникации используются неречевые знаковые системы. К ним относятся:
1) оптико-кинестетическая система (воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка, контакт глаз).
2) акустическая система:
– качество голоса коммуникатора: тембр, высота, громкость;
– интонация, темп речи, фразовые и логические ударения, предпочитаемые им, речевые паузы, покашливания, смех.
1.2. Интерактивная сторона общения:
Взаимодействие (интеракция) – не только обмен знаками, но и организация совместных действий, позволяющих группе реализовать общую деятельность.
Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):
1) мотив кооперации – максимизации общего выигрыша;
2) индивидуализм – максимизации собственного выигрыша;
3) конкуренция – максимизации относительного выигрыша;
4) альтруизм – максимизации выигрыша другого;
5) агрессия – минимизации выигрыша другого;
6) равенство – минимизации различий в выигрышах.
Соответственно, перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии.
1) Сотрудничество. Направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция);
2) Противодействие. Предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм);
3) Компромисс. Реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства (равенство).
4) Уступчивость. Предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм);
5) Избегание. Представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого (агрессия).
1.3. Перцептивная сторона общения: общение
Перцептивная сторона общения (социальная перцепция) – восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.
В ходе социальной перцепции осуществляется:
1) эмоциональная оценка другого;
2) попытка понять причины его поступков;
3) прогнозирование его поведения;
4) построение собственной стратегии поведения.
Выделяют четыре основных функции социальной перцепции:
– познание себя;
– познание партнера по общению;
– организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;
– установление эмоциональных отношений.
Социальная перцепция обеспечивается рядом механизмов.