Коммуникативное влияние (воздействие).
Коммуникативная сторона общения включает в себя ряд процессов и феноменов.
Механизм обратной связи. Содержание механизма состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержательных аспектов, информация, поступающая от реципиента и коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора.
Коммуникативный барьер. Он представляет собой психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.
1. Барьер понимания:
– фонетическое непонимание (погрешности в самом канале передачи информации; это порождает такой фактор как невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов);
– семантическое непонимание (связано с различиями в системах значений – тезаурусах – участников общения);
– стилистическое непонимание (возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния коммуниканта).
– логическое непонимание (возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия коммуниканта, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Можно говорить о существовании «женской» и «мужской» психологической логике, «детской» логике и т.д.).
2. Барьер социально-культурного различия.
Этот вид барьера включает в себя социальные, политические различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.
3. Барьер отношения.
Это чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения коммуникатора и коммуниканта. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия и своему коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.
1. Авторитарная коммуникация.
Эта разновидность коммуникации характеризуется следующими особенностями:
– она предполагает подчиненное положение коммуниканта (установка «сверху вниз»);
– коммуникатор воспринимает коммуниканта как пассивного объекта воздействия.
2. Диалогическая коммуникация.
Диалогическая коммуникация отличается от авторитарной тем, что:
– она предполагает равноправие;
– при ней слушатель воспринимается как активный участник коммуникации, имеющий право отстаивать и формировать в процессе общения собственное мнение.