Коммуникативное влияние (воздействие).

Коммуникативная сторона общения включает в себя ряд процессов и феноменов.

Механизм обратной связи. Содержание механизма состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержательных аспектов, информация, поступающая от реципиента и коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора.

Коммуникативный барьер. Он представляет собой психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

1. Барьер понимания:

фонетическое непонимание (погрешности в самом канале передачи информации; это порождает такой фактор как невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов);

семантическое непонимание (связано с различиями в системах значений – тезаурусах – участников общения);

стилистическое непонимание (возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния коммуниканта).

логическое непонимание (возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия коммуниканта, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Можно говорить о существовании «женской» и «мужской» психологической логике, «детской» логике и т.д.).

2. Барьер социально-культурного различия.

Этот вид барьера включает в себя социальные, политические различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

3. Барьер отношения.

Это чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения коммуникатора и коммуниканта. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия и своему коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

1. Авторитарная коммуникация.

Эта разновидность коммуникации характеризуется следующими особенностями:

– она предполагает подчиненное положение коммуниканта (установка «сверху вниз»);

– коммуникатор воспринимает коммуниканта как пассивного объекта воздействия.

2. Диалогическая коммуникация.

Диалогическая коммуникация отличается от авторитарной тем, что:

– она предполагает равноправие;

– при ней слушатель воспринимается как активный участник коммуникации, имеющий право отстаивать и формировать в процессе общения собственное мнение.