Недопустимость фармацевтической ошибки
До сих пор актуальными являются слова Гиппократа «Врач, совершающий лишь небольшие ошибки, получит мое искреннее одобрение».
Фармацевтическая ошибка, как и врачебная, является недопустимой в работе провизора. Защита чести «мундира» должна прочно войти в фармацию. Она включает в себя, прежде всего, точное приготовление лекарства.
Лекарство должно приготавливаться только высокого качества, т.к. некачественные медикаменты – это не только зло экономическое, но и нравственное преступление по отношению к больному.
Здесь большая роль отводится контролю качества медикаментов, работе провизоров-аналитиков, провизоров-технологов, контрольно-аналитической лаборатории [7, 8, 9].
Клиент не в состоянии проверить ни количества, ни тем более качества приготовленного лекарства. Он безраздельно доверяет фармацевту, видит в нем честного человека, и этим надо дорожить.
Главное условие фармацевтической этики и деонтологии – это точное приготовление, строгий контроль и выдача лекарств по назначению.
Недопустимым в работе провизора является отпуск медикаментов с просроченным сроком годности.
Переконтроль, на который ссылаются фармацевты в конфликтных ситуациях, возможно, продлил бы срок годности препарата, но его надо делать своевременно, не решать вопрос о пригодности лекарств в момент реализации.
Фармацевтические ошибки, как и врачебные, можно разделитьна два вида:1) происшедшие по вине провизора; 2) те, в которых провизор не виноват.
1. Ошибки, происшедшие по вине провизора бывают обусловлены:
– безответственностью;
– недостатками в его самообразовании.
2. Ошибки, в появлении которых провизор не виноват, возникают:
– вследствие уровня развития фармации в настоящее время;
– в связи с атипическим течением, симптоматикой ряда заболеваний;
– специфическим (аллергическим) реагированием организма больного на прием лекарственного средства.
При этом необходимо отметить, что провизору, как и врачу, свойственна тенденция всячески оправдывать свои ошибки указанными «объективными» причинами и обходить субъективные причины, представляющие его вину.
Появлению ошибок способствуют и некоторые нарушающие работу ситуации и психические факторы:
– поспешность;
– усталость;
– острые и длительные конфликтные ситуации;
– временное или хроническое заболевание провизора.
Существует различие между отношением человека, далекого от фармации и отношением провизора к своим профессиональным ошибкам.
1. У провизора имеется склонность объективизировать источник ошибок. Способ его мышления, как и врача, имеет характер диалектический и динамический.
2. У клиента часто наблюдается противоположная тенденция – видеть фармацевтическую науку всемогущей, а источник ошибок – только в индивидуальной недостаточной образованности провизора или в нежелании помочь клиенту. Способ мышления здоровых и больных клиентов носит характер логическо-механический и статистический.
Этика фармацевта проявляется в честном признании своих ошибок, ибо в этой профессии, как ни в какой другой, малейшая неточность влечет за собой серьезные последствия, может стать роковой для больного.
6. Постоянное пополнение знаний – фактор успешной