Гуманистическая направленность деятельности провизора
Литература
Психология болеющего провизора
Если рассматривать психологию болеющего провизора как проблему, то она еще требует своего разрешения.
С нашей точки зрения, ее необходимо рассматривать с двух сторон.
1. Провизор как личность со всеми своими индивидуальными (биологическими и психологическими) особенностями. Тогда диапазон личностных реакций на свое болезненное состояние будет у него включать гиперсоматонозогнозию с одной стороны и анозогнозию (диссоматонозогнозию) – с другой, т.е. всевозможные варианты реакций личности на болезнь.
2. Провизор как врач-парапрофессионал, как фармацевт-профессионал.
Тогда диапазон личностных реакций будет максимально суженным, приближающимся к нормосоматонозогнозии, т.е. адекватной оценке своего болезненного состояния. На практике все происходит гораздо сложнее [6].
1. По данным различных исследований, направленных на изучение проблемы «врач как больной», врачи недооценивают начальные признаки заболевания.
Пример.Чехов недооценил кашель с мокротой и кровью. Он совершил путешествие на Сахалин. Это привело к его преждевременной смерти в 44 года.
2. По данным американских авторов, врачи, заболевшие раком, делают первое обследование гораздо позже, чем другие больные.
3. После диагностики заболевания появляется у врачей другая крайность: переоценивание серьезности признаков заболевания «пессимистический взгляд на заболевание и его прогноз.
4. Субъективные трудности:
– врач (провизор) знает ограниченные возможности современной медицины;
– врач (провизор) считает, что как и он по отношению к (пациенту) больному, так и его коллеги тоже скрывают от него правду о действительном состоянии его здоровья (результат «проекции», как механизма психологической защиты).
Врачу (провизору) необходимо в таких случаях придерживаться принципа Н.А. Белоногова: «Также как никто не может быть судьей при собственном процессе, также никто не может быть «своим собственным врачом».
1. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.
2.. Губский И.Т. Этика и деонтология фармацевта // Тезисы докладов IV съезда фармацевтов Украинской ССР. – Запорожье, 1984. – С. 60-61.
3. Дорофеева Т.А., Смирнова О.Е., Эльяшевич Е.Г. Нравственный аспект работы провизоров и фармацевтов // Фармация. – 1991. – №1. – С. 52-53.
4. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. – М.: Медицина, 1980. – 184 с.
5. Кондрашенко В.Т., Донской В.И. Общая психотерапия. – Минск, 1993. – 478 с.
6. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага: Авиценум, 1983. – 405 с.
7. Магазаник H.А. Искусство общения с больными. – М.: Медицина, 1991. – 87 с.
8. Орлов А.H. Исцеление словом. – Красноярск: КГУ, 1989. – 512 с.
9. Шмидт Р. Искусство общения: Пер. с нем. – М.: Интерэксперт, 1992. – 72 с.
10. Эльяшевич Е.Г. Фармацевту о деонтологии. – Мн.: Выш. школа, 1982. – 88 с.
11. Этика практической психиатрии: Руководство для врачей / Под ред. В.А. Тихоненко. – М.: Право и закон, 1996. – 192 с.
ЛЕКЦИЯ 6
ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ОТНОШЕНИЙ В ДИАДЕ «ПРОВИЗОР-ЛЕКАРСТВО»
Гуманистическая направленность деятельности провизора. Разумное использование лекарственных средств как функция провизора. Фармакофилия и фармакофагия. Плацебо-эффект. Недопустимость фармацевтической ошибки. Постоянное пополнение знаний – фактор успешной деятельности провизора.
Этика фармацевтического бизнеса. Проблема фальсификации и недоброкачественности лекарственных средств.
Профессиональная деятельность провизора осуществляется, главным образом, в сфере общения.
Поэтому в своей работе он должен руководствоваться следующими положениями, гуманизирующими отношения между людьми:
1) все люди разные;
2) личность каждого человека уникальна;
3) потенциальные возможности человека безграничны;
4) отношения к людям должны быть устойчиво положительными.
Гуманизм деятельности провизора с учетом ее специфики состоит и в обеспечении безопасности, эффективности изготовляемых лекарственных препаратов и их высокого качеств [1, 2].
Библейская заповедь «во всем как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними» для провизора-технолога, фармацевта-ассистента аптеки означает:«делай больному лекарство так, как делал бы его себе или своему самому близкому человеку, «lege artis», т.е. по законам искусства, по всем правилам науки, мастерски.
Распространенное выражение «как в аптеке» характеризует уверенность общества в том, что лекарства изготовляются аккуратно, с идеальной точностью.
Профессиональный долг, моральная ответственность фармацевтов издавна определялись понимание человеческой жизни как высшей ценности.
Аптекарский Устав 1789 года гласил:
«Аптекарь повинен иметь крайнее старание, чтобы лекарства составляемы были вещами и весом точно по предписанию врача, дабы тем отвращена была всякая погрешность, подвергающая больного здоровья и жизнь опасности, а врача доброе имя бесславию».
В дореволюционной России аптекари, как и врачи, давали факультетское обещание, составленное по образцу клятвы Гиппократа.
Факультетское обещание на степень магистра фармации (аптекаря):
«Принимая с глубокой признательностью права и преимущества, соединенные с даруемой мне ныне самой высшей фармацевтической степенью, я даю обещание в течение своей жизни ничем не помрачить честь сословия, к которому принадлежу.
Обещаю выполнять добросовестно все сопряженные с званием Аптекаря обязанности: отпускать только доброкачественные лекарства, не заменять одни другими, не делать никаких перемен ни в весе, ни в мере лекарств, врачебные средства, не веденные в таксу, отпускать по умеренной цене и по возможности облегчать бедным приобретение лекарств, продавая их ниже таксы.
Обещаю не пользовать больных, кроме случаев, обозначенных в параграфе 35 Аптекарского Устава.
Обещаю обращаться с подчиненными мне помощниками и учениками как следует доброму и попечительному начальнику, тщательно наблюдать, чтобы они, в свою очередь, в точности и добросовестно исполняли свои обязанности.
Наконец, обещаю продолжать заниматься фармацией и химией и всеми силами способствовать совершенствованию этих наук».
Об отношении государства и общества к фармацевтической профессии А.П. Нелюбин писал так:
«В уважении познаний и пользы, доставляемой фармацевтами обществу, правительство представило им равные с врачами права и преимущества. Аптекарь пользуется чином 9-го класса, провизоры – 10-го, а ученики – 14-го».
Для фармацевта, как и для врача, актуален принцип Гиппократа:«Primum non nocere» (в вольном переводе: «Прежде всего, не вреди жизни, не вреди здоровью больного») [8].
Этот завет Гиппократа, адресованный медикам, теперь все чаще звучит и среди фармацевтических работников. И не случайно: слишком тонкая грань отделяет лекарство от яда и наоборот.
Сейчас, когда в мире насчитывается свыше 300 000 различных соединений, которые предназначены для лечения и профилактики всевозможных заболеваний, причем нередко в микродозах, заповедь Гиппократа должна быть вывешена на видном месте в каждой аптеке, в каждой рабочей комнате провизора.
Фармацевт должен помнить о возможности побочных явлений и осложнений при приеме лекарственных препаратов, изготовленных с нарушением требований и правил фармацевтической технологии.
В ряде случаев профессиональную ответственность провизора может усугубить несовершенство химического и микробиологического контроля качества многих лекарственных препаратов, изготовляемых в аптеках [4].
Провизору необходимо помнить, что лекарственные препараты наряду с их лечебным действием, как правило, обладают скрытыми или отсроченными негативными свойствами.
Все они, за малым исключением (естественные метаболиты как исключение), относятся к ксенобиотикам, т.е. к чужеродным соединениям, обмен веществ которых сопровождается образованием побочных вредных для организма соединений.
Они-то и могут обладать аллергенным, мутагенным, канцерогенным или цитотоксическим действием.
Ксенобиотики внешней среды, которых насчитывается свыше 50 000, наряду с таковыми лекарственной природы, попадая в организм человека, создают реальную угрозу жизни и здоровью нынешнего и будущих поколений людей.
К эффективным мерам, снижающим эту опасность, можно отнести:
1) строгое соблюдение установленных норм и правил контроля и испытаний лекарственных препаратов;
2) жесткое ограничение необузданного лекарственного потока.