К взаимодействию с клиентом

Психологическая готовность провизора

Автономия личности

Контроль над эмоциями

У ребенка поведения большей частью управляется эмоциями.

Взрослый стремится учесть требования реальности того, что зовется здравым смыслом. Он менее эмоционален, чем ребенок, хотя круг факторов, способных вызвать эмоции шире.

У большинства людей способность к контролю над эмоциями проявляется лишь в том, что эмоции, не выплескиваются вовне и так же, как и в детстве, остаются силой, которая управляет поведением человека.

Помочь человеку может не просто умение сдерживаться, а способность понимать свои эмоции, их происхождение, механизм их действия. Развитие такой способности связано с развитием самосознания (Я-концепции) и рефлексии (самоанализа).

Умение контролировать свои эмоции – важное качество успешного провизора.

Автономия – способность принятия сознательного решения в отношении себя, несмотря на наследственность и окружающее влияние, владение собой, определение собственной судьбы, принятие ответственности за свои действия и чувства, свобода выбора способа поведения, уместного в данной ситуации.

Часто люди испытывают иллюзию автономии, полагая, что действуют в согласии с собственными решениями. На самом деле они находятся в плену у общественного мнения, родительских предписаний или неосознанных чувств (чувства протеста, которое заставляет человека поступать прямо противоположно предписаниям).

В своем саморазвитии провизор, как личность, должен стремиться достичь уровня автономии.

Особенности развития нашего общества, развитие науки и техники, бурное развитие фармации (новые технологии изготовления лекарств, тесная связь фармацевтического и лечебно-диагностического процессов) создают новую ситуацию, в которой возрастает роль человеческого фактора в процессе взаимодействия с клиентами [5].

Повседневная жизнь и практика выдвигают на первый план значение личности провизора и взаимоотношений провизора и клиента. Поэтому проблема оптимизации процессов психологического взаимодействия в диадах «провизор – клиент», «провизор – провизор», «провизор – врач», а, следовательно, и реализация комплексной программы социально-психологической подготовки провизораявляется одной их актуальных и социальных, и психологических проблем современности.

Этот вопрос обсуждался на VI Российском национальном конгрессе «Человек и лекарство» (1999), где особое внимание уделялось вопросам, касающимся построения отношений между «пациентом-посетителем и провизором-фармацевтом, пациентом-посетителем и аптечным учреждением, возникающих при предоставлении фармацевтической услуги.

В настоящее время необходима разработка алгоритмов отношений между «пациентом-посетителем и провизором-фармацевтом, пациентом-посетителем и аптечным учреждением с учетом этических, психологических и других аспектов».

В связи с этим совершенствуются содержание, формы и методы профессиональной подготовки провизоров, направленные на актуализацию психологических аспектов его деятельности.

Важность этой проблемы обусловлена, прежде всего, следующими особенностями фармацевтической деятельности:

1) выполнением провизором функций врача-парапрофессионала;

2) взаимодействием с лечебно-диагностическим процессом в целях сохранения здоровья, улучшения лечения или профилактики заболевания;

3) признанием фармацевтом права личности на свободу выбора лечения и соблюдение конфиденциальности информации о клиенте («Этический кодекс фармацевта»).

4) умением устанавливать психологический контакт в профессиональном взаимодействии с клиентом, что определяет, прежде всего, возможность естественного общения и является важным условием продуктивного сотрудничества;

5) соблюдением этических норм при выполнении информационной и рекламной деятельности в сфере обращения лекарственных средств (Е.А. Долгова, Н.Б. Дремова).

Анализ современных психологических исследований позволяет утверждать, что эффективность профессионального становления личности специалиста обусловлена психологической готовностью к профессиональной деятельности.

Психологическая готовность– это доведенная до оптимального уровня его психологическая подготовленность, обеспечивающая наиболее эффективное выполнение конкретных задач в учебном или трудовом процессе.

Психологическая подготовка – это активизация профессиональных важных качеств необходимых для обучения и деятельности в этой профессии, общих и специальных способностей и умения пользоваться ими в определенных условиях.

Существуют наиболее общие компоненты психологической готовности для большинства специальностей:

– направленность на конкретную профессию, потребности и интересы, система целей, установок и мотивов, мировоззрения, взгляды, убеждения, идеалы, моральные качества;

– знания, навыки и умения, необходимые для будущей профессии;

– уровень развития профессионально важных психических процессов;

– эмоционально-волевая устойчивость для профессий относящихся к системе «человек-человек».

С учетом особенностей профессиональной деятельности провизора важным компонентом его психологической готовности является направленность личности на общение и взаимодействие с клиентом, что обусловливает успешность профессиональной деятельности провизора.

Направленность является одной из важнейших характеристик человека, это устойчивая система интересов, убеждений, идеалов и т.д., что в конечном итоге определяет выбор профессии, способ достижения успеха.

Направленность выступает в качестве ориентира деятельности личности и является относительно независимой от конкретной ситуации.

В настоящее время система общей подготовки будущих провизоров должна включать этико-психологическую подготовку, развивающую в личности направленности на общение.