Взаимосвязь деятельности и личности провизора

Психологические требования к личности провизора

Литература

 

1. Воронов Г.Г. Провизор и ... чуть-чуть клиницист // Фармацевтический вестник. – 2000. – № 36.

2. Губский Н.М. Профессиональная этика фармацевта // Фармацевтичний журнал. – 1986. – № 5. – С. 16-17.

3. Завьялов А.В. Роль клинического провизора в фармакотерапии // Фармация. – 1990. – № 5. – С. 1-5.

4. Коноплева А.В. Провизор – врач-парапрофессионал: актуальность и перспективы решения проблемы // Теория и практика медицины: Сб. науч. тр. Вып.1 / Под ред. И.Б. Зеленкевича и Г.Г. Шанько. – Минск, 1999. – С. 30-31.

5. Концепция фармацевтического образования в Республике Беларусь (проект) // Медицинский вестник. – 1998. – № 15. – С. 1,3.

6. Кудрин А.Н., Давыдова О.Н., Ряженов В.В. О подготовке клинического провизора-консультанта // Фармация. – 1992. – № 5. – С. 45-47.

7. Лебедева Т. Ответственное самолечение. Хорошо это или плохо? // Фармацевтический вестник. – 1998. – № 21. – С. 13.

8. Эльяшевич Е.Г. Фармацевту о деонтологии. – Мн.: Выш. школа, 1982. – 88 с.

9. Этика практической психиатрии: Руководство для врачей / Под ред. В.А. Тихоненко. – М.: Право и закон, 1996. – 192 с.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 3

ЛИЧНОСТЬ ПРОВИЗОРА КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КЛИЕНТОМ

Психологические требования к личности провизора. Взаимосвязь деятельности и личности провизора. Структура личности. Я-концепция личности. Парадигма цельности человека. Психологические особенности личности успешного провизора. Типы темпераментов. Экстраверты и интроверты. Характер. Характер как алгоритм поведения. Характер и внешность человека. Способности и фармацевтическая деятельность. Локус контроля. Контроль над эмоциями. Автономия личности. Психологическая готовность провизора к взаимодействию с клиентом. Управление поведением покупателей.

 

Профессиональная деятельность тесно связано с личностью профессионала. Существует взаимосвязь между особенностями личности работника и процессом, а также результатами профессиональной деятельности. Кроме этого, само формирование человеческой личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием [3].

На настоящем этапе развития общества именно профессиональная деятельность дает максимальные потенциальные возможности одновременного и наиболее полного удовлетворения всех базовых потребностей личности (потребности в безопасности, самоуважении, социальном признании и т.д.). В конечном счете, самореализация личности осуществляется наиболее плодотворно именно в профессиональной деятельности [2].

В связи с этим с начала 1940-х гг. в профессиональной психологии интерес исследователей постепенно смещался с изучения психофизиологических качеств и особенностей психических процессов работника на исследование личности. Можно кратко перечислить основные итоги экспериментальных работ, явившиеся причиной повышения внимания к проблемам личности профессионала.

1. Обнаружено, что особенности личности, выступая профессионально важными качествами, могут оказывать значительное влияние на успешность, надежность и другие объективные показатели профессиональной деятельности. Эта закономерность подтверждена для самых разнообразных видов деятельности (Корнеева, 1984б; Фирсова, 1989).

2. Особенности личности выступают важнейшими детерминантами профессионального обучения; от них во многом зависят скорость приобретения профессионального мастерства и качество подготовки.

3. Влияние особенностей личности на характеристики профессиональной деятельности часто опосредованы таким важным субъективным показателем, как удовлетворенность трудом.

Особенности личности оказывают значительное влияние на основные этапы процесса саморегуляции деятельности – постановку целей, составление и коррекцию программ действий, соответствующих этим целям, условиям деятельности и собственным возможностям профессионала. Удалось выделить несколько групп, различающихся по особенностям саморегуляции деятельности в связи с определенным комплексом личностных характеристик (Корнеева, 1984).

1 группа. Психологические особенности: адекватная и достаточно устойчивая самооценка, невысокий или средний уровень тревожности, эмоциональная устойчивость, достаточная и обоснованная уверенность в себе, показатели силы нервной системы средние и высокие, адекватный и устойчивый уровень притязаний.

Особенности саморегуляции: способность к последовательной постановке целей в деятельности, формированию стратегий поведения, адекватных задачам деятельности и собственным возможностям; успех оказывает стимулирующее действие, неудача не вызывает резких негативных реакций, способствует проявлению настойчивости в достижении цели; характерны стремление определить действительные причины неудачи и осуществление адекватных коррекций. Учебная и профессиональная деятельность отличается высокой стабильностью и достаточно полной реализацией возможностей в ней.

2 группа. Психологические особенности: заниженная самооценка, в структуре которой когнитивные механизмы функционируют неадекватно в сторону занижения оценок даже в условиях полной информации о результатах деятельности, защитные механизмы активизированы с предпочтением защитных стратегий по типу «гарантированного успеха», высокая тревожность, эмоциональная нестабильность, нервная система чаще слабая или средняя, инертность торможения, боязнь риска, неуверенность в себе, уровень притязаний устойчиво занижен.

Особенности саморегуляции: постановка целей ниже своих возможностей, дезорганизующее влияние неудачи, отсутствие адекватных реакций повышения уровня цели после успеха. В учебной и профессиональной деятельности – пассивность, неверие в свои силы, слабое стремление к достижению цели. Уровень успешности обычно ниже среднего, однако, на этом уровне деятельность достаточно стабильна, без внезапных срывов. Этот тип саморегуляции препятствует полной реализации своих возможностей.

В современном обществе происходят существенные изменения. Они затрагивают также сегодняшнюю аптечную службу, а следовательно, и специалистов, обеспечивающих лекарственное обслуживание населения и лечебно-профилактических учреждений. На современном этапе, когда аптечная служба вступила в рыночные отношения, когда идет приватизация аптечных учреждений и предприятий, жизнь выдвинула совершенно новые профессиональные и должностные требования к деятельности провизора.

Провизоры должны быть подготовлены как специалисты широкого профиля:

* иметь высокий профессиональный уровень;

* обладать экономическим мышлением нового типа;

* обладать инициативой и предприимчивостью;

* обладать способностью быстро адаптироваться к изменениям в аптечном производстве;

* уметь оперативно внедрять в практику достижения фармацевтической науки и передовой опыт.

С учетом особенностей профессиональной деятельности провизора в сфере лекарственного обслуживания специалист с высшим фармацевтическим образованием должен обладать определенными социально-психологическими свойствами личности, отвечающими потребностям общества, принципам фармацевтической этики и деонтологии.

Провизор должен иметь:

определенные организаторские способности,

– широкую эрудицию,

– соответствующий уровень культуры.

Провизор должен быть:

* интеллектуальным человеком;

* с высокими нравственными качествами;

* терпеливым;

* тактичным;

* пунктуальным;

* аккуратным;

* способным к сопереживанию;

* внимательным;

* отзывчивым.

С учетом основного назначения провизор должен иметь:

необходимый уровень профессиональной компетентности;

– ответственно подходить к порученному делу;

– владеть передовыми методами управления трудовым коллективом;

– владеть принципами научной организации труда.

Таким образом, профессиональная деятельность провизора предъявляет к нему очень высокие требования как к личности.

Психологическими особенностями личности провизора, определяющими успешность этой деятельности, являются (В.П. Дуброва, А.Л. Церковский):

1) мотивация достижения успеха, стремление быть успешным и представление об активности и действиях, способных привести к успеху и предотвращающих неудачи в фармацевтическом взаимодействии, что обеспечивает реализацию профессионального потенциала личности в деятельности;

2) позитивная «Я-концепция»;

3) внутренний локус контроля;

4) стремление к самоактуализации, высокий уровень личностной зрелости и потребность быть индивидуальным;

5) самостоятельность и независимость (высокий уровень личностной свободы) [7,8].