Функции профессиональной этики

ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ, НОРМЫ

Понятие «профессиональная этика». Функции профессиональной этики. Этико-деонтологические соотношения в фармации.

Принципы фармацевтической этики. Принцип автономии. Принцип непричинения вреда. Принцип благодеяния. Принцип справедливости. Этические нормы. Норма правдивости. Норма приватности. Норма конфиденциальности. Норма лояльности. Норма профессиональной компетентности. Этика маркетинга лекарственных средств. Этические стандарты маркетинга. Этические аспекты рекламы ПБО. Этический кодекс фармацевта. Новые функции в профессиональной деятельности провизора. Провизор в роли врача-парапрофессионала. Клинический провизор и его роль в рациональном использовании лекарственных средств.

 

1. Понятие «профессиональная этика»

Профессиональная этика прикладная наука, изучающая морально-этическую культуру специалиста, нормы поведения и характер взаимоотношений всех участников профессионального взаимодействия.

Для профессий, на которые распространяется такой феномен как профессиональная этика, характерно наличие отношений между людьми не только как субъектами труда (врач-врач, провизор-провизор), но и как субъектами и объектами (врач-пациент, провизор-клиент) [2].

Кроме этого, некоторые профессии (в том числе – провизора и врача) предполагают творческий характер труда (творчество предполагает общественно значимое, но индивидуально неповторимое самовыражение человека). Мораль представляет собой следование определенному стандарту поведения, но это не только не исключает, но и предполагает творческое применение стандарта.

Главный смысл профессиональной этики – совмещение этических стандартов поведения с творческим характером деятельности.

 

1. Педагогически-воспитательная: осознанное освоение будущим специалистом (еще на студенческой скамье) конкретных этических норм, определяющих его мировоззрение, профессиональное мышление.

Большинство из нас усваивает прочные надежные моральные принципы (что такое хорошо, а что – плохо) в процессе обычного воспитания, приобретая, таким образом, качество, называемое совестью.

Наличие его вызывает состояние неудовлетворенности, если мы нарушаем усвоенные принципы, Многие принципы зависят также от «среды, в которой мы обитаем». Они не всегда бывают справедливыми (времена войны, репрессий).

Действенным началом педагогически-воспитательной функции является знание заповедей Гиппократа: уважение к жизни, запрет на причинение вреда больному, уважение к личности больного, врачебная тайна, уважение к профессии.

2. Практически-регулятивная: использование в профессиональной деятельности этических принципов и норм (заповеди Гиппократа) как алгоритма при разрешении сложных социальных коллизий и морально-этических дилемм [9].

Пример. В аптеку вошли 2 клиента: первым встал в очередь за лекарством клиент, внешне напоминающий бомжа, а вторым – ваш знакомый, работник аппарата горисполкома. Вы работаете в отделе безрецептурного отпуска лекарственных средств. Каковы ваши действия? Для принятия правильного решения в данной ситуации необходимо соблюдение принципа автономии и принципа справедливости.