Самолечение в России
Основные принципы регуляторной оценки продуктов для самолечения.
Экспертиза пригодности лекарственного продукта для использования в целях самолечения должна базироваться на хорошо изученных и документированных данных о его фармакокинетике, фармакодинамике, показаниях к применению, безопасности и эффективности, токсическом и аллергенном потенциале при применении у людей.
При переводе препаратов, отпускавшихся ранее только по рецепту, в категорию продуктов для самолечения необходимо, чтобы они:
– во-первых, были хорошо изучены;
– во-вторых, в течение многих лет широко применялись, пребывая в рецептурном статусе.
При рассмотрении приемлемости для самолечения продуктов, представляющих собой фиксированные комбинации, следует исходить из основного принципа, в соответствии с которым комбинация должна быть терапевтически целесообразна, включать только необходимые для лечения ингредиенты и не содержать активных ингредиентов, избыточных, с точки зрения лечения состояний, для которых указанные комбинированные продукты предназначаются в качестве средств самолечения.
Концепция ответственного лечения (КОС) находит все больше сторонников в России. В 1997 году Министерством Здравоохранения Российской Федерации был утвержден перечень препаратов, отпускаемых без рецепта врача, что свидетельствует об официальном признании терапевтической целесообразности самостоятельной заботы о здоровье путем применения относительно безопасных лекарственных средств.
Развитие КОС в России обусловлено следующими моментами:
– до 30-х гг. XX века самолечение было вызвано нехваткой медицинских работников и учреждений здравоохранения;
– в последующие десятилетия многие продолжали игнорировать обращение к врачу в силу традиций (длинные очереди в поликлиниках, пренебрежение к собственному здоровью);
– широкое распространение платной медицины в последние годы сделало ее практически недоступной для значительного числа людей.
Развитие фармацевтического рынка в России способствует свободному доступу к фактически любым фармацевтическим препаратам и средствам лечения, и в условиях недоступного бюджетного финансирования системы здравоохранения стала очевидной неизбежность стимулирования КОС.
Опыт показывает, что широкое использование ПБО для КОС, в конечном счете, ведет к улучшению здоровья населения без дополнительного бремени на государственный бюджет.