Тема 16. Статистика финансов предприятий и организаций
Финансы субъектов хозяйственной деятельности представляют собой экономические отношения, выраженные в денежной форме, возникающие в процессе производства и реализации товаров, выполнение работ и оказания услуг. Финансы субъекта хозяйственной деятельностивозникают:
1. Внутри самого предприятия в процессе формирования дохода, формирования и использования целевых фондов внутри хозяйственной назначения;
2. Между различными предприятиями при вложении денежных средств в акции и облигации этих предприятий;
3. С государством в процессе формирования и использования бюджетных средств;
4. С коммерческими банками при получении долгосрочных и краткосрочных кредитов и выплаты процентов по ним, а также при погашении банковских ссуд;
5. Со страховыми организациями в процессе образования и использования страховых фондов.
Основными задачами статистики финансов предприятий и организаций являются:
1. Изучение состояния и развития финансово-денежных отношений субъектов хозяйственной деятельности;
2. Анализ объёма, структуры и динамики финансовых ресурсов предприятия;
3. Анализ уровня и динамики прибыли и рентабельности предприятия;
4. Оценка финансовой устойчивости предприятия и состояние его платежеспособности.
Финансы субъекта хозяйственной деятельности представляют собой денежные средства, находящиеся в его распоряжении. В зависимости от источников поступления они подразделяются на собственные и привлечённые. На создаваемом предприятии основным финансовым источником является уставной фонд, т.е. сумма вклада учредителей.
На действующем предприятии финансовые ресурсы формируются за счёт прибыли от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, амортизационных отчислений, финансовых поступлений от продажи, принадлежащих предприятию акций и облигаций, средств, полученных в виде краткосрочных и долгосрочных кредитов, бюджетных ассигнований, т.е. средств бюджета. Основными показателями, характеризующими финансовые результаты деятельности предприятий и организаций, являются:
1. Выручка от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;
2. Прибыль;
3. Рентабельность.
Выручка от реализации продукции представляет собой общую стоимость реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг и используется в качестве критерия при установлении рейтинга компании. В статистике финансов различают следующие виды прибыли предприятия:
1. Валовая прибыль – рассчитывается как разность между выручкой от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию продукции, включаемыми в себестоимость продукции;
2. Прибыль от продаж (реализации) – определяется путём вычитания из валовой прибыли управленческих и коммерческих расходов. К управленческим расходам относятся расходы, непосредственно не связанные с производственной деятельностью и включают затраты: на содержание отдела кадров, юридического отдела, расходы на командировки, оплату услуг связи, на оплату освещение и отопление помещений непроизводственного назначения и т.д. Коммерческие расходы связанны с рекламой, транспортировкой и реализацией продукции (упаковка изделия, погрузка, хранение, реклама и выгрузка товара и т.д.);
3. Прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль) – характеризует финансовые результаты по всем видам деятельности предприятия и определяется как сумма прибыли от продаж (от реализации) и доходов (за вычетом убытков) от внереализационной деятельности;
4. Чистая прибыль – рассчитывается путём вычитания из прибыли до налогообложения обязательных налогов, обязательных и добровольных платежей в бюджет и различные централизованные фонды и суммирования доходов (за вычетом убытков) от чрезвычайной деятельности. К доходам (расходам) от чрезвычайной деятельности относятся страховые возмещения и расходы, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий. Чистая прибыль остаётся в распоряжении предприятия, за счёт которой формируются следующие фонды:
- Фонд развития производства;
- Фонд накопления;
- Фонд социального развития;
- Фонд материального поощрения;
- Резервный фонд.
Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий прибыльность функционирования предприятия. В статистике финансов различают 3 вида рентабельности:
1. Рентабельность продукции, которая рассчитывается как отношение валовой прибыли, производственной себестоимости продукции и характеризует эффективность текущих затрат на производство продукции;
2. Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от продаж к полной себестоимости продукции (включая коммерческие и управленческие расходы);
3. Рентабельность капитала (активов) рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения (или чистой прибыли) к величине капитала (активов) предприятия.
Для изучения динамики прибыли и рентабельности предприятия применяют индексный метод. На отдельных предприятиях вычисляют индивидуальные индексы рентабельности:
В общем виде рентабельность – это отношение прибыли предприятия к его затратам.
По группе предприятий вычисляют индексы рентабельности переменного состава, постоянного состава и влияния структурных сдвигов.
Переменного состава: ,
где - доля затрат.
Величина данного индекса характеризует относительное изменение средней рентабельности по группе предприятий в отчетном периоде по сравнению с базисным за счёт изменения 2 факторов одновременно: уровня рентабельности на каждом предприятии и доли затрат каждого предприятия в общем объёме затрат по группе предприятий.
Постоянного состава:
Величина данного индекса характеризует относительное изменение средней рентабельности по группе предприятий в отчетном периоде по сравнению с базисным только за счёт изменения уровня рентабельности на каждом предприятии.
Влияния структурных сдвигов:
Величина данного индекса характеризует относительное изменение средней рентабельности по группе предприятий в отчетном периоде по сравнению с базисным только за счёт изменения доли затрат каждого предприятия в общем объёме затрат по группе предприятий.
Под финансовой устойчивостью предприятия понимают такое состояние финансовых ресурсов, при котором обеспечивается бесперебойный расширенный процесс производства и реализации продукции при постоянном росте прибыли предприятия.
Платежеспособность характеризует возможность предприятия своевременно расплачиваться по своим обязательствам. Для анализа финансовой устойчивости предприятия и состоянии платежеспособности вычисляют следующие относительные показатели:
1. Коэффициент автономии характеризует степень независимости финансового состояния предприятия от заёмных средств и рассчитывается в % как отношение величины собственных средств к сумме всех финансовых ресурсов предприятия. Рекомендуемое значение – 50%. Рост данного показателя свидетельствует о способности хозяйствующего субъекта производить платежи за счёт собственных средств;
2. Коэффициент маневренности рассчитывается в % как отношение величины собственных оборотных средств к сумме собственных ресурсов предприятия. Рекомендуемое значение 50-60%;
3. Коэффициент соотношения заёмных и собственных средств рассчитывается в % как отношение суммы привлечённых средств к величине собственных ресурсов предприятия и характеризует гарантию возврата долга. Рекомендуемое значение не более 100%;
4. Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует способность предприятия своевременно погашать задолженность и рассчитывается в % как отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности предприятия. Рекомендуемое значение показателя 20%;
5. Коэффициент ликвидности рассчитывается в % как отношение ликвидных активов, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной депиторской задолженности к краткосрочным обязательствам предприятия. Рекомендуемое значение 80-100%.