УПРАЖНЕНИЯ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Укажите, к какому виду относительных величин относятся приведенные примеры:
а) на строительство объектов социально-культурной сферы было направлено 17% всех инвестиций области;
б) коммунальные услуги подорожали на 75 % по сравнению с предшествующим годом;
в) производство газа увеличилось в отчетном году по сравнению с предшествующим более чем в 2 раза.
г) на строительство объектов социально-культурной сферы было направлено инвестиций области в 1,7 раза больше, чем на строительство дорог;
д) в 2002 г. в Тюменской области населения с высшим профессиональным образованием (в возрасте 10 лет и старше) было в 4,4 раза больше, чем в Курганской;
е) в отчетном году на 1000 человек населения страны в возрасте 10 лет и старше имели высшее образование 68 человек;
ж) производство сахара-песка на душу населения за 40 лет увеличилось в 3 раза.
2. Утверждение «Расчет взвешенных и невзвешенных средних приводит к одному и тому же результату»: 1) всегда верно; 2) верно в том случае, если веса разных вариант одинаковые; 3) всегда неверно.
3. Может ли одно и то же исходное соотношение средней (логическая формула) быть реализовано на основе различных видов средней (арифметическая, гармоническая, кубическая, квадратическая и т.д.)?
Варианты ответов: 1) не может; 2) может на основе любых видов; 3) может на основе средней арифметической взвешенной или средней гармонической взвешенной; 4) нет верных ответов.
4. Можно ли вместо средней арифметической взвешенной использовать среднюю гармоническую взвешенную? Варианты ответов: 1) нельзя; 2) можно, если все варианты одинаковые; 3) можно при равенстве весов; 4) можно в любом случае.
5. Можно ли вместо средней арифметической невзвешенной использовать среднюю гармоническую невзвешенную? Варианты ответов: 1) нельзя; 2) можно при отсутствии весов; 3) можно при равенстве весов; 4) можно в любом случае.
6. Как изменится средняя величина, если все варианты уменьшить в 3 раза?
Варианты ответов: 1) не изменится; 2) возрастет в 3 раза; 3) уменьшится в 3 раза; 4) предсказать нельзя.
7. Как изменится средняя величина, если все веса уменьшить в 2 раза?
Варианты ответов: 1) не изменится; 2) возрастет в 2 раза; 3) уменьшится в 2 раза; 4) предсказать нельзя.
8. Для определения средней скорости пробега автомобиля за один час по имеющимся данным о скорости пробега каждого из пяти автомобилей на трассе данной длины следует применять формулу средней: 1) арифметической простой; 2) арифметической взвешенной; 3) гармонической простой; 4) гармонической взвешенной.
9. Имеются следующие данные о месячной заработной плате пяти рабочих (руб.): 8560, 8680, 5620, 4710, 6800. Для определения средней заработной платы необходимо применить формулу: 1) арифметической простой; 2) арифметической взвешенной; 3) гармонической простой; 4) гармонической взвешенной.
10. По данным о среднем балле успеваемости и количестве студентов по каждой из академических групп факультета необходимо рассчитать средний балл успеваемости студентов по факультету в целом. Какую формулу средней необходимо применить: 1) арифметическую простую; 2) арифметическую взвешенную; 3) гармоническую простую; 4) гармоническую взвешенную.
11. Варианта, отделяющая 1/4 (2/4 или 3/4) совокупности, называется: 1) квартилем; 2) модой; 3) медианой; 4) децилем.
12. В дискретном ряду распределения варианта с наибольшей частотой называется: 1) медианой; 2) модой; 3) квартилем; 4) децилем.
13. Варианта, находящаяся в середине упорядоченного ряда единиц совокупности, называется: 1) квартилем; 2) модой; 3) медианой; 4) децилем.
14. Условная варианта в интервальном ряду распределения, вблизи которой плотность распределения достигает максимума, называется: 1) медианой; 2) модой; 3) квартилем; 4) децилем.
15. Приведите в соответствие наименование вида средней величины и формулы для ее расчета:
1. Средняя гармоническая простая | А. |
2. Средняя геометрическая простая | Б. |
3. Средняя квадратическая простая | В. |
4. Средняя гармоническая взвешенная | Г. |
5. Средняя арифметическая взвешенная | Д. |
6. Средняя арифметическая простая | Е. |
Задача 4.1. Имеются следующие данные о производстве бумаги в РФ:
Год | ||||
Произведено бумаги, тыс. т | ||||
Цепные темпы роста, % | - | |||
Базисные темпы роста, % |
Вычислите относительные показатели динамики с постоянной и переменной базой сравнения. Проверьте их взаимосвязь. В качестве постоянной базы сравнения принять уровень 1 года. При расчете показателей динамики с переменной базой сравнения каждый последующий уровень сравнивается с предыдущим смежным.
Задача 4.2. По данным о внешней торговле РФ важнейшими товарами вычислите относительные показатели структуры и координации
Показатель | 1-е полугодие 2010 г. | 1-е полугодие 2011 г. | ||
В млрд. долл. | В % к ВТО | В млрд. долл. | В % к ВТО | |
Экспорт | 189,3 | 246,9 | ||
Импорт | 95,0 | 140,0 | ||
Внешнеторговый оборот | ||||
Коэффициент покрытия импорта экспортом,% |
Задача 4.3. По данным таблицы рассчитайте относительные показатели уровня экономического развития (относительные величины интенсивности), используя следующие данные о среднегодовой численности населения, млн. чел.: Венгрия – 10,3; Германия – 81,4; Россия – 148,3.
Вид продукции | Венгрия | Германия | Россия |
Электроэнергия, млрд. кВт*ч | |||
Синтетические смолы и пластмассы, млн. т | 0,7 | 10,5 | 1,5 |
Пиломатериалы, млн. м3 | 0,6 | 14,1 | 32,1 |
Задача 4.4. По данным об успеваемости студентов по факультетам вуза определите долю отличников в общей численности студентов вуза. Укажите вид средней величины.
№ факультета | Доля отличников в общей численности студентов факультета | Доля студентов в общей численности студентов вуза |
0,12 | 0,20 | |
0,06 | 0,43 | |
0,17 | 0,08 | |
0,09 | 0,29 |
Задача 4.5. По трём предприятиям, выпускающим однородную продукцию, определите среднюю себестоимость единицы продукции в отчётном и в базисном периоде.
№ предприятия | Базисный период | Отчётный период | ||
Издержки производства, тыс.д.ед. | Себестоимость единицы продукции, д.ед. | Количество произведённой продукции, шт. | Себестоимость единицы продукции, д.ед. | |
Итого | - | - |
Задача 4.6. По данным ряда распределения студентов по уровню успеваемости определите средний уровень успеваемости в группе (округлить до 0,1).
Экзаменационный балл | |||||
Число студентов, чел. |
Факультет | Число студентов, чел. | Среднее число студентов в группе, чел. | Средний балл в сессию | % отличников на факультете | Число вечеров отдыха за семестр |
x | y | p | z | q | |
ЭФ | 4,2 | ||||
ГФ | 4,3 | ||||
БФ | 4,5 | ||||
МФ | 3,9 |
Задача 4.7. Используя значения признаков по факультетам, определите средние показатели по вузу. Формулы запишите, используя буквенные обозначения признаков. Укажите виды использованных средних.
Район | Число отделений Сбербанка | Среднее число вкладов в отделение | Средний размер вклада, руб. |
Задача 4.8. По трем районам города имеются следующие данные (на конец года).
Определите средний размер вклада в Сбербанке в целом по городу. Укажите вид средней величины.