МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
ВИДЫ ДИКТАНТОВ И
Лекция
СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Психічна активність у рослин.
Стадія перцептивної психіки.
Сенсорна стадія розвитку психіки.
Генетичні і екологіні аспекти розвитку чутливості.
Походження і розвиток психіки.
1. Диктант – орфографическое упражнение.
Диктант - это письмо на слух. В основе диктанта, в отличие от списывания, лежит слуховое восприятие.
Но посредством диктанта нельзя научитъ правильному письму.
2. Виды диктантов и методика проведения.
- Предупредительный диктант.
Задача его в том, чтобы ученик по возможности не делал ошибок, чтобы ошибки были предупреждены.
М Е ТО Д И К А:
- предупредительный диктант проводится по отдельным предложениям; сначала разбирается, а затем записывается одно предложение, затем другое и т.д.;
- учитель диктует и разбирает сразу несколько предложений;
- учитель сначала разбирает весь текст, а затем дети под диктовку записывает eгo.
Во всех трех случаях ученики могут спрашивать сами учителя о том, что вызывает затруднение в письме.
- Выборочный диктант.
Это тот же предупредительный, но при нем дети записывают не все, что диктует учитель, а только те слова и словосочетания, которые в данный момент интересуют учителя и учеников.
Его преимущество в том, что он требует внимательного отношения к тексту, письму.
М Е Т ОД И К А:
Перед диктовкой учитель должен четко сформулировать задание для учеников.
- Объяснительный диктант.
Ошибки не предупреждаются, они лишь разбираются и исправляются по окончании диктанта. Он проводится между предупредительным и контрольным.
М Е Т О Д И К А:
Перед письмом проводится повторение нужных правил правописания.
Разбор и исправление ошибок может проводиться после написания целого текста, можно по частям.
- Словарный диктант.
Учитeль диктует слова, ученики пишут.
Проверять могут:
а/ вместе,
б/ самостоятельно по словарю.
Разновидности:
а/ сигнальные карточки с буквами;
б/ картинный диктант.
Словарный диктант не должен быть большим по количеству слов – 10-15.
- Творческий диктант.
а/ учитель дает на доске нужные слова, указывает правило, которое должно быть при этом использовано, иногда дается картинка или серия картинок. Дети составляют предложения, чаще всего объединенные темой, в которую включают данные слова в нужной форме.
б/ учитель дает задание в диктуемом тексте заменить те или иные слова другими, переработать те или иные предложения, добавить 1-2 предложения и т.п.
- Свободный диктант.
Этот вид диктанта близок к изложению.
М Е Т О Д И К А:
Учитель диктует текст (обычно связный), дети записывают так, как запомнили. Сначала читается весь текст, затем отрывками в 3-5 строк. Размер отрывка должен быть таким, чтобы учащиеся не могли запомнить его наизусть.
Перед диктовкой полезно повторить нужные правила.
- Контрольный диктант.
Нужен для проверки и учета ЗУН учащихся, помогает учителю построить план занятия на последующее время.
М Е Т О Д И К А:
Текст диктуется целиком, затем по предложениям и частям(2-3слова, если предложение состоит из 5-6).
- Самодиктант или письмо по памяти.
Учащиеся зрительно запоминают текст ,а затем пишут его самостоятельно.
ЛИТЕРАТУРА
Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из "словаря". // Начальная школа. – 1990. -№11.