Натурфилософия
Учение о мире как воле
Учение о мире как представлении
Абсолютный дух
· Искусство как форму абсолютного духа отличает наличие внешнего бытия в виде произведения искусства, располагающегося между его создателем и ценителем.
· Религия является важнейшим фактором культуры, жизни духа как отдельной личности, так и народа в целом. Религия постигает абсолютные истины в виде представлений.
· Философия – форма постижения абсолютного духа в форме понятий. Абсолютный дух в форме философии венчает гегелевскую систему и одновременно возвращает ее к ее началу, замыкая круг мышления.
Лекция 11. Неклассическая философия
Артур Шопенгауэр (1788 – 1860)
· немецкий философ, иррационалист, «философ пессимизма».
· Основные философские сочинения:
· «Мир как воля и представление» (1819);
· «О воле в природе» (1836);
· «О свободе воли» (1839);
· «Об основе морали» (1840);
· «Две основные проблемы этики» (1841);
· «Parerga und Paralipomena» (1841, 1851 — два тома), в составе которого опубликованы, в частности, «Афоризмы житейской мудрости»;
· «Новые Paralipomena» (1860).
· Мир существует двояко: в качестве представления и в качестве вещи в себе.
· Мир как представление — это мир, как он является человеческому субъекту, накладывающему на сущность мира как вещи в себе априорные формы чувственности и рассудка (пространство, время и рассудочный закон причинности).
· Мир явлений в целом несамостоятелен и несамодостаточен: он существует только в представлении Я (субъекта).
· Вещи в себе, если о них вообще можно говорить, должны быть описаны в терминах воли.
· Истинные (не обусловленные представлением) движения суть акты воли. Не только наше тело, но и другие вещи имеют свое сущностное бытие, волевую природу.
· Гармоничное устройство мира позволяет говорить о его единой сущности, которую можно охарактеризовать как мировую Волю.
· Мировая воля – это бесконечное слепое стремление. Она темна и иррациональна. Мир, порождаемый ею, являет собой арену бесконечных ужасов и страданий.
· Природа есть законосообразное существование пространственно-временных объектов.
· Многообразие природного существования есть результат наложения пространства и времени на совокупность изначальных сил природы, образующих иерархическую структуру, в основе которой – силы притяжения и отталкивания.
· Каждой фундаментальной силе природы соответствует некий образец, «идея», существующая вне пространства и времени в представлении некоего субъекта, «вечного ока мира».
· Пространство создает условия для неограниченного умножения индивидов, соответствующих той или иной вечной идее. Их борьба за существование порождает вытеснение примитивных форм более высокими.
· Серия природных революций приводит к появлению жизни и человека.