Esse est percipi
Лекция 9. Британский эмпиризм и французское Просвещение
Монадология
Возможные миры
Философское исчисление
· Лейбниц стремился к математизации человеческого знания путем построения универсального «философского исчисления», позволяющего решить даже самые сложные проблемы посредством простых арифметических операций.
· Базисом философского исчисления является «искусство характеристики», т. е. отыскания символов, соответствующих сущностям вещей и заменяющих их в познании.
· В познании необходимо совмещать опытное знание с рациональными доводами, анализ с синтезом, исследование механических причин с поиском целевых оснований.
· Под возможным миром Лейбниц понимает некое множество вещей, мысль о котором не содержит противоречий.
· Возможно все, что не противоречиво. Количество возможных миров не поддается исчислению. Эти миры могут отличаться друг от друга по двум основным параметрам — порядку и многообразию.
· Наилучшим миром оказывается тот, в котором наибольшее многообразие сочетается с наивысшим порядком. Такой мир заключает в себе целесообразность и всеобщую гармонию. Этот мир (наш действительный мир) и выбирает для творения всеблагое существо, т.е. Бог.
· В качестве исходного пункта онтологии Лейбниц выбирает несомненный факт существования сложных вещей. Сложное должно состоять из простого, и монады есть не что иное, как простые субстанции, единицы бытия.
· Монады лишены частей, т. е. нематериальны, и могут быть названы духовными атомами. Это означает, что они не могут распадаться и прекращать существование естественным путем.
· Изменения должны происходить внутри самих монад и вызываться внутренними причинами. Монады – это неисчерпаемые источники энергии.
· Гармония перцепций (восприятий) монад создает феномен единого мира и делает все монады «живыми зеркалами универсума».
Джордж Беркли (1685 – 1753)
· Английский философ; епископ Клойнский в Ирландии.
· Основные философские сочинения:
o «Опыт новой теории зрения» ( 1709)
o «Трактат о принципах человеческого знания» (1710)
o «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713)
o «Алсифрон, или Мелкий философ» (1732)
o «Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований» (1744)
· Учение Беркли о нераздельности существования и восприятия выражается краткой формулой «esse est percipi», т. е. «быть — значит быть воспринимаемым».
· Все качества, составляющие то, что в обыденном словоупотреблении называется материей, зависят от субъекта и, стало быть, существуют только в его восприятии.
· Носитель идей — это дух, а не материя. Поэтому Беркли считает, что понятие материи противоречиво и заявляет об опровержении материализма.