Esse est percipi

Лекция 9. Британский эмпиризм и французское Просвещение

Монадология

Возможные миры

Философское исчисление

· Лейбниц стремился к математизации человеческого знания путем построения универсального «философского исчисления», позволяющего решить даже самые сложные проблемы посредством простых арифметических операций.

· Базисом философского исчисления является «искусство характеристики», т. е. отыскания символов, соответствующих сущностям вещей и заменяющих их в познании.

· В познании необходимо совмещать опытное знание с рациональными доводами, анализ с синтезом, исследование механических причин с поиском целевых оснований.

· Под возможным миром Лейбниц понимает некое множество вещей, мысль о котором не содержит противоречий.

· Возможно все, что не противоречиво. Количество возможных миров не поддается исчислению. Эти миры могут отличаться друг от друга по двум основным параметрам — порядку и многообразию.

· Наилучшим миром оказывается тот, в котором наибольшее многообразие сочетается с наивысшим порядком. Такой мир заключает в себе целесообразность и всеобщую гармонию. Этот мир (наш действительный мир) и выбирает для творения всеблагое существо, т.е. Бог.

· В качестве исходного пункта онтологии Лейбниц выбирает несомненный факт существования сложных вещей. Сложное должно состоять из простого, и монады есть не что иное, как простые субстанции, единицы бытия.

· Монады лишены частей, т. е. нематериальны, и могут быть названы духовными атомами. Это означает, что они не могут распадаться и прекращать существование естественным путем.

· Изменения должны происходить внутри самих монад и вызываться внутренними причинами. Монады – это неисчерпаемые источники энергии.

· Гармония перцепций (восприятий) монад создает феномен единого мира и делает все монады «живыми зеркалами универсума».

Джордж Беркли (1685 – 1753)

· Английский философ; епископ Клойнский в Ирландии.

· Основные философские сочинения:

o «Опыт новой теории зрения» ( 1709)

o «Трактат о принципах человеческого знания» (1710)

o «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713)

o «Алсифрон, или Мелкий философ» (1732)

o «Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований» (1744)

· Учение Беркли о нераздельности существования и восприятия выражается краткой формулой «esse est percipi», т. е. «быть — значит быть воспринимаемым».

· Все качества, составляющие то, что в обыденном словоупотреблении называется материей, зависят от субъекта и, стало быть, существуют только в его восприятии.

· Носитель идей — это дух, а не материя. Поэтому Беркли считает, что понятие материи противоречиво и заявляет об опровержении материализма.