Пантеистическая натурфилософия Николая Кузанского
· Учёное незнание – ситуация структурной диспропорции между конечным человеческим умом и безграничной Вселенной, которую он стремится исследовать.
· Бог присутствует во всей природе (пантеизм), ибо если отстранить Бога от творения, то он превратится в небытие, Ничто. Бытие Бога в мире есть не что иное, как Бытие мира в Боге.
· Бог как актуальная бесконечность выражает единство конечных вещей.
· Человек – это микрокосм, который в своём существе воспроизводит окружающий мир природы (макрокосм). Сущностью человека является Ум как сложная система способностей восприятия и суждения.
· Онтология Кузанского заключает в себе идеи динамизма, бесконечности мира и борьбы противоположностей.
Политический реализм Никко́ло Макиаве́лли (1469 – 1527)
· Итальянский философ и политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря); выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь» (1532 г.)
· Самый могущественный стимул человеческих действий – интерес. Лишь за собственными интересами идет человеческая забота о чести и благополучии.
· Неискоренимый эгоизм человеческой природы требует жесткой государственной организации с сильным лидером во главе.
· Государь должен отличаться острым умом и твердой волей, а также особой доблестью – «virtu».
· Политика несовместима с морализированием. Государь не удаляется от добра, но и не чурается зла, если оно необходимо для достижения политической цели.
Христианский гуманизм Эра́зма Роттерда́мского (1569 – 1536 гг.)
· Эразм уравнивает языческую культуры греков и римлян с христианством. В книге «Философия Христа» он показывает как христианская культура заимствовала основные идеалы античности.
· Как гуманист Эразм не принимал тезиса о радикальной испорченности человека вследствие первородного греха.
· Нормальный человек способен поднимать себя до идей, зафиксированных в священном писании, а не пятнать эти идеи, приспосабливая их к своей низменности.
· Особенность стиля Эразм – сатира. В книге «Похвала глупости» (1509 г.) он высмеивает самодовольство и невежество человека.
Утопизм Томаса Мора (1478 – 1535)
· В книге «Утопия» (1516 г.) Мор излагает гуманистический идеал справедливого, бесклассового общества.
· Экономическая основа правильной жизни – отсутствие частной собственности.
· Всеобщий труд (ремесленный и сельскохозяйственный) – причина процветания народа.
· Человек в таком обществе представляет собой высшую ценность, которую нельзя подменить никаким золотом.
· Государственный строй утопийцев – полная демократия: все должности – выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины равноправны с мужчинами.
Скептицизм Мишеля Монтеня
(1533 – 1592)
· В своей главной книге «Опыты» (1570 – 1580 гг.) Монтень противопоставляет схоластике комплекс философских и культурных идей, образов и сюжетов античности, критикует догматизм и окостенелость религиозного мышления.
· Особое предпочтение Монтень отдает идеям скептиков (пирронистов), утверждая необходимость критического и вдумчивого отношения ко всем принципам и истинам.
· Главный путь приобретения знания – чувственный опыт, ибо вне чувственного контакта с внешним миром невозможно никакое познание.
· В толковании Бога Монтень развивает античный тезис о том, что люди создают богов по своему образу и подобию.
· В понимании природы Монтень примыкает к органистической и гилозоистической традициям натурфилософии. Природы не лишена ни жизни, ни души, ни разума, ибо только присутствие в ней этих свойств объясняет разумность человека.