Александрийская наука
Особенности эллинистической философии
Особенности эллинистической культуры
Лекция 5. Эллинистическая философия
Этика Аристотеля
· Этика – это практическая наука о том, как должно поступать человеку, чтобы жить счастливо.
· Благом для человека заключено в деятельности, присущей человеку как таковому.
· Такой деятельностью будет «деятельная жизнь обладающего суждением существа», причем совершаемая хорошо.
· Счастье – это деятельность души согласно добродетели, а если добродетелей несколько, то сообразно наиболее совершенной из них.
· К мыслительным добродетелям относятся мудрость, сообразительность и рассудительность, к нравственным — щедрость и благоразумие.
· Только созерцательная деятельность ведет к высшему счастью, ибо мудрость превосходит все добродетели.
· Начало периода эллинизма – 338 г. до н. э. —военная победа Македонии над Грецией.
· Упадок демократии; сосредоточение власти в руках военно-бюрократического аппарата во главе с наследственным монархом.
· Распространение греческой культуры в Азии и Африке в результате завоеваний Александра Македонского.
· Основными чертами мировоззрения образованного человека становятся космополитизм и индивидуализм.
· Сохранилась преемственность с классической философией Греции, но мысль утрачивает свой творческий характер: начинается эпоха комментирования и истолкования старых текстов.
· Центральной темой философии становится этика – наука о морали и средствах достижения счастливой жизни.
· Философия утрачивает связь с науками. Наука получает самостоятельное развитие в Александрии и др. крупных городах.
· Центром наук периода эллинизма была столица эллинистического Египта – Александрия. Птолеме́й I Соте́р создал в Александрии научный центр — Мусейон.
· В Александрии развивалась математика (Евкли́д, Аполло́ний), физика (Архиме́д, Эратосфе́н), астрономия, хронология, история и философия (Тео́н, Гипа́тия).
· Александрийская библиотека содержала несколько сотен тысяч свитков, но была разрушена в IV веке христианами.
Философия Эпику́ра
· Философия — главное и основное средство достижения человеком наиболее счастливой жизни.
· Если бы людей не беспокоили страх перед атмосферными явлениями и страх смерти, то не было бы нужды в физике.
· Без познания природы душевная невозмутимость невозможна, поэтому необходимо изучать также физику.
· Естественное объяснение небесных явлений возможно потому, что происходящее на небе принципиально не отличается от происходящего на Земле, которая сама — часть неба.
· Богов не существует и обыденные представления о них нечестивы.
· Не существует ни абсолютного возникновения, ни абсолютного уничтожения, т.к. все состоит из атомов.
· Атомы имеют своим первоначальным движением падение в бездонной пустоте под действием собственного веса.
· Атомы могут произвольно отклоняться от траектории движения, что обеспечивает случайность событий.
· Цель этики как науки о поведении людей среди себе подобных — научить людей быть счастливыми.
· Чтобы стать счастливым нужно избегать страдания и пытаться достичь наслаждения.
· Жизнь делают «сладкою» лишь «трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и избегания и изгоняющие мнения, поселяющие великую тревогу в душе».
· Поскольку душа смертна, нет смысла бояться загробного бытия.
· Вера в судьбы также абсурдна, поскольку существуют как необходимые, так и случайные события.
· Наслаждение (цель жизни) – это свобода от страданий тела и от смятений души.
Стоици́зм (учение Сто́и)
· Периоды:
o Древняя, или Старшая Стоя (конец IV в. — середина II в. до н.э.);
o Средняя Стоя(II — I вв. до н.э.);
o Новая Стоя(I — III вв.) Стоя.
· Основные представители:
o Зенон из Китиона
o Клеанф
o Хрисипп
· Римские стоики:
o Сенека
o Эпиктет
o Марк Аврелий