Александрийская наука

Особенности эллинистической философии

Особенности эллинистической культуры

Лекция 5. Эллинистическая философия

Этика Аристотеля

· Этика – это практическая наука о том, как должно поступать человеку, чтобы жить счастливо.

· Благом для человека заключено в деятельности, присущей человеку как таковому.

· Такой деятельностью будет «деятельная жизнь обладающего суждением существа», причем совершаемая хорошо.

· Счастье – это деятельность души согласно добродетели, а если добродетелей несколько, то сообразно наиболее совершенной из них.

· К мыслительным добродетелям относятся мудрость, сообразительность и рассудительность, к нравственным — щедрость и благоразумие.

· Только созерцательная деятельность ведет к высшему счастью, ибо мудрость превосходит все добродетели.

· Начало периода эллинизма – 338 г. до н. э. —военная победа Македонии над Грецией.

· Упадок демократии; сосредоточение власти в руках военно-бюрократического аппарата во главе с наследственным монархом.

· Распространение греческой культуры в Азии и Африке в результате завоеваний Александра Македонского.

· Основными чертами мировоззрения образованного человека становятся космополитизм и индивидуализм.

· Сохранилась преемственность с классической философией Греции, но мысль утрачивает свой творческий характер: начинается эпоха комментирования и истолкования старых текстов.

· Центральной темой философии становится этика – наука о морали и средствах достижения счастливой жизни.

· Философия утрачивает связь с науками. Наука получает самостоятельное развитие в Александрии и др. крупных городах.

· Центром наук периода эллинизма была столица эллинистического Египта – Александрия. Птолеме́й I Соте́р создал в Александрии научный центр — Мусейон.

· В Александрии развивалась математика (Евкли́д, Аполло́ний), физика (Архиме́д, Эратосфе́н), астрономия, хронология, история и философия (Тео́н, Гипа́тия).

· Александрийская библиотека содержала несколько сотен тысяч свитков, но была разрушена в IV веке христианами.

Философия Эпику́ра

· Философия — главное и основное средство достижения человеком наиболее счастливой жизни.

· Если бы людей не беспокоили страх перед атмосферными явлениями и страх смерти, то не было бы нужды в физике.

· Без познания природы душевная невозмутимость невозможна, поэтому необходимо изучать также физику.

· Естественное объяснение небесных явлений возможно потому, что происходящее на небе принципиально не отличается от происходящего на Земле, которая сама — часть неба.

· Богов не существует и обыденные представления о них нечестивы.

· Не существует ни абсолютного возникновения, ни абсолютного уничтожения, т.к. все состоит из атомов.

· Атомы имеют своим первоначальным движением падение в бездонной пустоте под действием собственного веса.

· Атомы могут произвольно отклоняться от траектории движения, что обеспечивает случайность событий.

· Цель этики как науки о поведении людей среди себе подобных — научить людей быть счастливыми.

· Чтобы стать счастливым нужно избегать страдания и пытаться достичь наслаждения.

· Жизнь делают «сладкою» лишь «трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и избегания и изгоняющие мнения, поселяющие великую тревогу в душе».

· Поскольку душа смертна, нет смысла бояться загробного бытия.

· Вера в судьбы также абсурдна, поскольку существуют как необходимые, так и случайные события.

· Наслаждение (цель жизни) – это свобода от страданий тела и от смятений души.

Стоици́зм (учение Сто́и)

· Периоды:

o Древняя, или Старшая Стоя (конец IV в. — середина II в. до н.э.);

o Средняя Стоя(II — I вв. до н.э.);

o Новая Стоя(I — III вв.) Стоя.

· Основные представители:

o Зенон из Китиона

o Клеанф

o Хрисипп

· Римские стоики:

o Сенека

o Эпиктет

o Марк Аврелий