Психология Аристотеля

Космология Аристотеля

Физика Аристотеля

· «Природа есть лежащая в основе каждой вещи, имеющей в себе начало движения и покоя, первая материя».

· Основу природы составляет форма, получаемая в определении вещи, и материя, т. е. то, из чего сделана вещь.

· Все природные вещи стремятся к цели, к наилучшему пределу.

· Причин, действующих в природных вещах 4:

1) материальная причина – то, из чего эта вещь произошла;

2) формальная причина – то, что дает возможность дать определение вещи (форма или образец вещи);

3) действующая причина – то, откуда первое начало изменения и покоя вещи;

4) целевая причина – то, ради чего создана вещь.

· Движение — это переход из возможности в действительность, осуществление возможности.

o В движении обычно присутствуют две соотносящиеся вещи: движущее и движимое.

o У каждого движущегося тела есть свое природное или естественное место, куда это тело будет двигаться, если нет никакого препятствия для этого движения.

o Разные по природе тела движутся к разным местам. Легкие тела устремляются к верху Вселенной, тяжелые — к ее низу.

· Время появляется тогда, когда мы в движении разграничиваем предыдущее и последующее. Время не есть движение, но «число движения по отношению к предыдущему и последующему», число, благодаря которому мы можем говорить о большем и меньшем движении.

· Источником всякого движения является неподвижный перводвигатель, божество, представляющее собой чистую деятельность и мыслящее само себя.

· Перводвигатель приводит в движение сферу неподвижных звезд, которая является причиной движения всего остального космоса.

· Мир делится Аристотелем на две части: надлунную и подлунную.

· Надлунная часть заполнена эфиром, который движется правильным круговым движением.

· Остальным элементам, которые находятся в подлунном мире, присуще движение вверх и вниз.

· В центре мира находится земля (самый тяжелым элемент), у границ мира пребывает огонь (наиболее легкий элемент), он граничит со сферой эфира.

· Душа мыслится Аристотелем в ее связи с телом.

· «Душа есть первая осуществленность тела природного, наделенного органами и имеющего жизнь в возможности».

· Также душа — это форма и сущность тела, а тело — материя души. Тело есть нечто развивающееся и изменяющееся, душа — начало и цель этого изменения.

· 3 вида души: растительная, животная и разумная. Разумная душа присуща только человеку.

· Все части человеческой души, кроме ума, связаны с телом, поэтому они погибают. А ум, который существует и до, и после человеческой души, не гибнет.

Первая философия (метафизика) Аристотеля

· «Первая философия» – это знание о сущем как таковом, самый важный раздел теоретического знания.

· Первая философия занимается первыми причинами и началами сущего.

· Сущее высказывается в категориальных суждениях как сущность, качество, количество, место и т. д.

· Наиболее полное знание вещи имеется, когда мы знаем, в чем суть этой вещи, а не какова она по количеству или качеству.

· Надо определить, что такое сущность, и имеются ли какие-нибудь сущности кроме чувственных, т. е. сущности вечные и неизменные.

· Форма и составное целое из материи и формы могут быть названы сущностями.

· Суть бытия может существовать только у сущности, т.е. у отдельно существующей вещи, у всего остального суть бытия существует вторичным образом.

· Выражается суть бытия логическим определением, следовательно, определения в полном смысле слова могут быть только у сущностей.

· Чтобы познать и определить вещь, нужно увидеть в этой вещи ее форму отдельно от материи.

· Наше познание обязано всегда осуществлять операцию мысленного отделения того, что в реальности отдельно существовать не может (т.е. формы вещи).