Гносеология (учение о познании) Платона

Платон

Софисты

Лекция 4. Классическая античная философия

Причины культурной революции в Греции в V веке до н.э.:

· развитие греческой политической жизни;

· установление политической гегемонии Афин, крупнейшего города Аттики — области на юго-востоке Балканского полуострова;

· устранение этнических противоречий между дорийскими, ахейскими и ионийскими городами;

· бурное развитие торговли и экономики вообще;

· рост гражданского самосознания;

· активизация культурной жизни полисов.

· платные преподаватели красноречия политической добродетели и всевозможных знаний, считавшихся необходимыми для активного участия в гражданской жизни. «Наполовину философы, наполовину политики» (Продик Кеосский).

· Старшие софисты (2-я пол. V в. до н. э.): Протаго́р, Го́ргий, Ги́ппий, Про́дик, Антифо́нт, Кри́тий.

· Младшие софисты (1-я пол. IV в. до н. э.): Ликофро́н, Алкидама́нт, Фрасима́х.

Протаго́р Абде́рский
(ок. 480 — 410 гг. до н. э.)

· Сформулировал главный принцип софистики: «Человек есть мера всех вещей: существующих — насколько они существуют, несуществующих насколько они не существуют».

· Считал, что «относительно каждой вещи можно выставить два противоположных суждения».

· «Быть» для Протагора значит «являться», поэтому «каким что является мне, таким оно верно для меня, а каким тебе — таким для тебя».

· Сочинение Протагора «О богах» начиналось словами: «О богах я не могу знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, ни как они выглядят, ибо многое препятствует этому: и неясность предмета, и краткость человеческой жизни».

Сокра́т
(ок. 470 - 399 гг. до н. э.)

· Добродетель является высшим и абсолютным благом, составляющим цель человеческой жизни, ибо только добродетель дает счастье.

· Добродетель состоит в знании добра и действии соответственно этому знанию.

· Люди поступают безнравственно, заблуждаются и страдают именно потому, что не знают, что́ есть добро, а что́ — зло.

· Каждый человек уже содержит в себе знание истины, но только не осознает ее.

· «Знать самого себя» значит действовать в жизни так, чтобы слова не расходились с делами, а для этого необходимо исследовать содержание общих понятий.

· Род. на о. Эгина 428/427 г. – ум. в 347 г. до н.э.

· Классик древнегреческой философии, основатель Академии – крупнейшего научного центра древней Греции

· Основные сочинения:

o «Апология Сократа»;

o 25 Диалогов;

o «Законы»;

o 13 авторских писем.

· Главный инструмент познания – определение. Определением должна быть схвачена сущность вещи, что она есть сама по себе без привнесения чего-то иного.

· В душе каждого человека находятся истинные мнения, которые путем вопрошания могут быть преобразованы в истинное знание.

· Главное отличие мнения от знания заключается в том, что знание обоснованно и доказуемо.

· Процесс мышления — это беседа души с самой собой (диалектическая способность).

· Диалектическое знание заключается в понятийном движении мышления от видов сущего к высшим родам сущего (идеям – «Эйдосам»).