Пифагорейцы

Милетская школа

· древнейшая греческая научно-философская школа.

· Возникла в Милете (торгово-ремесленном и культурном центре Ионии, на западном берегу п-ва Малая Азия ) в VI в. до н. э.

· Милетская школа была преимущественно естественнонаучной. Философы пытались описать и объяснить мироздание в его эволюционной динамике: от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ.

· Представители:

o Фале́с

o Анаксима́ндр

o Анаксиме́н

· ученики и последователи Пифаго́ра Само́сского (ок. 570 — ок. 497 гг. до н. э.).

· Они считали, что космос и вещи — это не просто материя и вещество, но вещество с определенной структурой, подчиненное соразмерности и числовым отношениям.

· Все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы эти отношения выявить.

Геракли́т Эфе́сский
(ок. 540 — ок. 480 гг. до н. э.).

· В качестве первоосновы вещей (субстанции) Гераклит выбрал огонь.

· Гераклит считал, что все в мире состоит из противоположностей, не «сочетающихся» между собой, а противоборствующих и «сражающихся» друг с другом.

· Действуя одновременно, эти противоположно направленные силы образуют напряженное состояние, которым и определяется внутренняя гармония вещей.

· «Ло́гос» обозначает у Гераклитаразумный закон, управляющий мирозданием и задающий космосу меру его «возгорания» и «угасания». Логос – такое знание о вещах, согласно которому вещи являются частью общекосмического процесса.

Пармени́д
(род. ок. 540 / 515 г. до н. э.)

· Основатель Эле́йской философской школы.

· «Путь истины»: нечто «есть и не может не быть», — это есть «сущее» и «бытие».

· «Путь мнения»: нечто «не есть и может не быть», — это «не-сущее» и «небытие».

· Принцип тождества бытия и мышления: «Мыслить и быть — одно и то же».

· Необходимо, не доверяя ни «мнениям», ни ощущениям, признать истинно сущим лишь бытие: оно «не возникло, неуничтожимо, целокупно, единственно, неподвижно и нескончаемо во времени».

Зено́н Элейский
(род. ок. 500 / 490 гг. до н. э.)

· Автор книги «апорий» (греч. «затруднение»), единственной целью которых была защита учения Парменида о «бытии».

· Четыре «апории» против движения: «Дихотоми́я», «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и «Ста́дий».

· С точки зрения элеатов, поскольку есть только одно «бытие», то оно тождественно самому себе и, следовательно, неделимо.

· Вера в реальную множественность вещей и реальность движения является результатом ошибочного допущения, что наряду «с тем, что есть» («бытие»), есть также «то, чего нет» («небытие»), т. е. различие в «бытии», делающее его не одним, а многим, т. е. делимым.

Эмпедо́кл
(ок. 490 — ок. 430 гг. до н.э.)

· Теория четырех элементов: огонь, воздух (или «эфир»), вода и земля.

· Все прочие вещи получаются из соединения этих элементов в определенных количественных пропорциях.

· Эмпедокл постулировал существование двух космических сил — «Любви» и «Вражды». Любовь соединяет («перемешивает») разнородные элементы, Вражда — разъединяет их.

· От каждой вещи непрерывно отделяются материальные «истечения», которые проникают в «поры» органов чувств. Познание (восприятие) осуществляется в соответствии с принципом: «Подобное познается подобным».

Анаксаго́р
(ок. 500 — 428 гг. до н. э.)

· Начальное состояние мира, по Анаксагору, представляло собой неподвижную «смесь», лишенную всяческих очертаний.

· «Смесь» состояла из бесконечно большого числа мельчайших, бесконечно делимых частиц, или «семян», всевозможных веществ – «гомеомерий».

· Космический «Ум» – «легчайшая из всех вещей», которая ни с чем не смешивается; он «содержит в себе полное знание обо всем и имеет величайшую силу».

· Ощущения возникают вследствие действия «подобного» на «неподобное»; контрастностью этого действия определяется интенсивность ощущения, — поэтому ощущения всегда относительны и не могут являться источником истинного знания.

Демокри́т
(ок. 460 — ок. 370 гг. до н. э.)

· Согласно учению Демокрита, пустота разделяет мельчайшие частицы бытия — «атомы» («атом» от греч. «неделимый»).

· «Атомы» отличаются друг от друга величиной, формой и положением; они носятся беспорядочно в пустоте и, соединяясь друг с другом, порождают всевозможные вещи.

· Причиной движения «атомов», их сцепления и распада является «необходимость», — природный закон, правящий мирозданием.

· Большие сцепления «атомов» порождают огромные вихри, из которых возникают бесчисленные миры.