Обучение детей с нарушениями слухаи ЗПР

Категория детей с ЗПР выделена среди неуспевающих младших школьников ( К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер и др.). Основной причиной отставания в развитии психической деятельности, по мнению некоторых исследователей, являются слабо выраженные органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном развитии. В некоторых случаях может быть и генетическая проблема, обусловленная недостаточностью ЦНС;интоксикацией,инфекцией, и др.

Вследствие этих нарушений у детей долго наблюдается функциональная незрелость ЦНС, что приводит к слабости процессов торможения и возбуждения. У данной категории детей психические функциискладываются не так, как при нормальном развитии.

Психолого – педагогическое изучение неслышащих детей с первичной ЗПР показало, что если они обучаются в специальномобразовательном учреждении и при систематическом участии специалистов – сурдологов, то у них наблюдаетсялишь незначительноеотставание в произвольной предметно-практической деятельности, зрительном восприятии, наглядном мышлении, образной памяти. Такие дети имеют выраженное отставание от других неслышащих детей в развитии словеснойречи, в восприятии и воспроизведении устной речи, в усвоении значений слов, в овладении связной речью.

Многие из этих детей, посещаяспециализированный детский сад, знают незначительное количество простых слов, обозначающих предметы ближайшего окружения. Фразовая речь у них только начинает формироваться. Обычно они владеют дактильнойазбукой, соотносят дактиль с буквой.Относительно более успешно такие дети овладевают элементарными математическими представлениями.

Неслышащиедети спервичной ЗПР, не получившие квалифицированной сурдопедагогическойпомощи в раннем и дошкольном возрасте, к началу школьного обучения резко отличаются от неслышащих детей без первичного ЗПР. По поведению и результативности предметно-практических действийони сходны с детьми, имеющими нарушения интеллекта, но обнаруживают более высокую обучаемость.

Особенности развития неслышащих детей сЗПР, выявленные в раннем возрасте, особенно ярко проявляются в школьный период. Их обучение в условиях специальной школы I и II вида (класс 5 человек), применение традиционных методов и приемов не всегда дают желаемые результаты, что ведет педагогов к поиску наиболее эффективных условий и методов обучения.

Трудности в усвоении знанийобусловливаются недоразвитием познавательных процессов, в первую очередь памяти, а также снижением возможностей непроизвольного запоминания в процессе обучения.

Для неслышащих детей с первичной ЗПР характерны неблагоприятные показатели развития эмоционально- волевой сферы: расторможенность, отвлекаемость, отсутствие желания преодолевать трудности, повышенная утомляемость.

Все эти показатели отрицательно отражаются на результатах обучения. Пассивность детей на занятиях, ограниченность их представлений, бедность чувственного опыта не позволяют педагогу строить и планировать учебный процесс так, как в других классах.

Т.К. Королевская, описывая опыт проведения индивидуальных занятий по РСВ и ФП в классе для неслышащих детей с ЗПР, определила рекомендации по организации обучения детей этой группы.

За время безуспешного обучениядетей словесной речи в ДОУ у неслышащих детей вырабатывается негативное отношение к речевым занятиям. Необходимо заинтересовать их - только в этом случае можно обеспечить их успех в усвоении новых словесных знаний и умений.

В отличие от обычных неслышащих, детисЗПР не могут продуктивно работать на занятии 30-35 минут, их предел- 20-25 минут. Часто у таких детей на занятии отмечается противоположный желаемому результат. Учитывая все эти факторы, время занятий необходимо распределять так, чтобы каждыйребенок занимался ежедневно по 20 минут.

У неслышащих детей сЗПР отмечаются большие различия в овладении словесной речью. В начале обучения в 1 классе педагоги должны изучить уровень речевого развития каждого ученика и соответственно спланировать систему занятий.

У некоторых детей данной категории встречаются трудности в чтении текста. Его расположение на доске или на парте оказывает влияние на процесс чтения.

Часто у таких детей запаздывает или нарушается формирование произвольных движений, имеются трудности в воспроизведении дактильных знаков. Движения пальцев у них некоординированны, дактильные знаки смешиваются. Необходимо следить за тем, как ребенок дактилирует, показывать образец.

Нарушение произвольных движений, несформированность внимания и умения сосредоточиться осложняют и усвоение техники письма. Буквы получаются разной высоты, неправильных очертаний, ученик пропускает отдельные элементы букв, буквы в словах и т. д. Такие дети нуждаются в индивидуальной помощи: педагог исправляет ошибку, показывает, как надо писать (пишет в тетради ученика), учит использовать образец, напоминает, что при списывании следует прочитать сначала слово целиком и т. д.Если же и такой помощи недостаточно, учитель прибегает к дополнительным приемам: выделяет строку цветным карандашом, ставит опорные точки, пишет букву, слово вместе с учеником (его рукой).

Обследование состояния произношения детей в начале школьного обучения показывает несформированность у них произносительных навыков. Поэтому работа по формированию произношения на I этапе строится на базе ограниченного словаря. При его отборе учитываются фонемы, которыми владеет ребенок, актуальность словаря для общения, доступность его понимания.

Следует отметить, что постановка новых речевых звуков у детей данной категории связана с особыми трудностями. Как правило, они недостаточно хорошо владеют артикуляционными приемами, плохо подражают артикуляции педагога, с трудом выделяют свои мышечные ощущения. Постановка, например, звукару большинства учащихся продолжается более года. Все это вызывает необходимость проведения в течение первого года обучения разнообразных подготовительных артикуляционных упражнений, включающих различные звукоподражания.

Семнадцать основных речевых звуков появляются в речи учащихся обычно к концу 2 класса. В связи с этим особое внимание уделяется регламентированным заменам звуков, чтобы речь детей была понятна окружающим. Эффективным средством, содействующим не только запоминанию материала, но и более уверенной реализации произносительных навыков при проговаривании (особенно на фронтальных занятиях), служит применение дактилологии. Поэтому при хоровом произнесении на уроке какого-либо речевого материала дети могут сопровождать свою устную речь соответствующими движениями руки.

Особую трудность представляет закрепление речевых звуков в самостоятельной речи. В течение всех лет обучения постоянно необходимо возвращаться и заново повторять этапы постановки звука: от изолированного произнесения к слоговым упражнениям, проговариванию слов и словосочетаний, подобранных по фонетическому принципу. Если обычно в речи неслышащих чаще всего страдает группа свистящих и шипящих звуков, у неслышащих с ЗПР постоянно возвращаются и вновь появляются разнообразные дефекты – открытая и закрытая гнусавость, сонантность, имплозивное т, смешение звуков х-т-к, с-ш-з-ж и т. д.

Часто создается впечатление, что ребенок никак не может зафиксировать точную артикуляцию, особенно в тех случаях, когда требуется мгновенное напряжение (взрывные звуки п-т-к). С большим трудом закрепляются навыки орфоэпии и словесного ударения.

Анализ результатов работы по формированию произношения к концу обучения в 3 классе позволил Т.К. Королевской сделать вывод о нецелесообразности постановки звонких б, д, г и аффрикат ц и. ч, поскольку затруднено их прочное закрепление, а кратковременное появление этих звуков только расширяет базу для всевозможных замен и смешений в речи детей.

Целью работы в 4–5-м классах может стать закрепление уже поставленных речевых звуков, параллельно должна быть продолжена работа над ритмико-интонационной стороной речи, что позволит обеспечить общую внятность речи детей.

Речевой базой для формирования произношения служитв основном программный речевой материал. Тщательнаяработа над ним в первой части занятия облегчает ученику мое произведение этого словаря при работе над слухом.

Проведение занятий по формированию произношения требует от педагога изобретательности, поиска организационных форм для обеспечения постоянного повторении учеником учебного материала, поскольку простая механическая тренировка утомляет детей и не способствует сосредоточению их внимания. Формирование произношения школьников основывается на использовании остаточного слуха, который, в свою очередь, развивается благодаря постоянной целенаправленной работе.

Для достижения успеха коррекционных занятий педагог должен использовать всевозможные приемы работы: подражание учителю с опорой на слух; фонетическую ритмику; традиционные способы постановки звуков; развитие самоконтроля учащихся – на базе тактильно-вибрационных ощущений и слуха; переход от слогосочетания, повторяющего ритмико-интонационный рисунок слова, к самому слову; специальный массаж артикуляционного аппарата.

Развитие слухового восприятия детей с ЗПР проводится с использованием обычных приемов. Проверка детей на восприятие 20 нетренированных слов, проводимая в конце обучения в подготовительном классе, как правило, обнаруживает неумение пользоваться остаточным слухом (даже при пограничном его состоянии).

На этапе окончания 2 класса выявляется значительное продвижение в развитии слухового восприятия детей, что достигается благодаря направленной коррекционной работе. В 4 классе учащиеся способны опознавать на слух даже те слова из списка, смысл которых им неизвестен (например, люстра, зарево, гранит и т. д.).

Неслышащие дети с ЗПР составляют значительную часть тех учащихся, которые не усваивают обычную школьную программу. В связи с этим они должны обучаться в отдельных классах с наполняемостью 5 человек. Обучение в классах ЗРП строится в соответствии с Федеральным планом (2002) обучения глухих детей с задержкой психического развития (10 лет обучения).

Основными общеобразовательными областями плана являются родной язык и литература, предметно-практическое обучение, математика, биология, география и экология, химия, компьютерные технологии, физика и астрономия, история; черчение, искусство, физкультура, трудовая подготовка.

Коррекционная подготовка включает ознакомление с окружающим миром, ОБЖ и музыкально-ритмические занятия, обязательные индивидуальные и групповые занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи.

В благоприятных условиях, способствующих всестороннему психофизическому развитию, неслышащие дети с первичной задержкой психического развития за более долгий временной период овладевают программой в объеме 7 классов основного общего образования.

Слабослышащие и позднооглохшие дети, имеющие дополнительные нарушения в виде задержки психического развития, могут обучаться по программе 2-го отделения (вариант 2) школ для слабослышащих и позднооглохших. I вариант 2-го отделения школ для слабослышащих и позднооглохших предусматривает обучение в подготовительном, 1–11 классах (первая ступень обучения – подготовительный, 1–4 классы; вторая ступень обучения – 7–12 классы).

Основными образовательными областями базисного учебного плана 2-го отделения (вариант 2) являются общеобразовательные курсы (родной язык и литература, математика, окружающий мир, природоведение, физика, химия, биология, география и экология, история, социальные дисциплины, искусство, черчение, физкультура), труд, профессионально-трудовое обучение, коррекционная подготовка (коррекционные курсы: предметно-практическое обучение, музыкально-ритмические занятия, обязательные индивидуальные занятия по развитию слуха и формированию произношения), обязательные занятия по выбору, факультативные занятия.

Содержание образования глухих и слабослышащих учащихся с интеллектуальной недостаточность. Учебные программы вспомогательных классов

Базисный учебный план вспомогательных классов охватывает девять лет обучения. В соответствии с Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений во вспомогательные классы направляют детей со сложным дефектом сообразно своим возможностям и рекомендациям ППМПК, с согласия родителей. Слабослышащие дети с ЗПР обучаются по программе 2-го отделения.

Сочетание двух первичных дефектов и своеобразное развитие детей требует специальных условий для их обучения, направленных на коррекцию отклонений в развитии. Это вызывает необходимость разработки учебных планов, программ, специальных методик. Для преодоления отклонений в умственном развитии и неумения пользоваться слуховыми возможностями необходимы длительные усилия сурдопедагога по ФПиРСВ.

Особую роль как предмет обучения выполняет родной язык. Обучение языку осуществляется на специально выделенных уроках, индивидуальных занятиях по ФП и РСВ, в процессе обучения всем учебным предметам, в условиях специально организованной воспитательной работы.

Программный материал по языку за 9 лет обучения охватывает объём начального курса массовой общеобразовательной школы. Уроки родного языка в 1 классе включают развитие речи, ознакомление с окружающим миром и обучение произношению; во втором – обучение грамоте, развитие речи и ознакомление с окружающим миром; в 3-9 Кл. – развитие речи, формирование грамматического строя речи, чтение.

С учётом результата обучения, глухих имеющих ЗПР, в специальном классе возможен их перевод в класс с нормой интеллекта. По окончании 9 специального класса учащиеся с ЗПР могут быть переведены в 9 кл. для получения основного общего образования.