Воспитание подростков

Пубертатный период у части школьников, как у мальчиков, так и у девочек, протекает дисгармонично. В это время у них падает интерес к обучению, снижаются успеваемость и работоспособность, меняется характер поведения. Они остро нуждаются в бережном отношении и внимании. По окончании пубертатного периода подростки вновь становятся активными, адекватными, а часть из них даже начинают учиться успешнее.

Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, которое является не только важным информационным каналом, но и специфическим видом межличностных отношений и эмоциональных контактов.

В подростковом возрасте у школьников с нарушенным слухом(как и вообще у всех подростков) развивается сознательное поведение и складывается общая направленность моральных и социальных установок, что содействует формированию внутренней готовности подчинять собственное поведение социальным и нравственным нормам (при условии, что они приняты личностью) и развивает способность соотносить с конкретной ситуацией и с интересами других людей собственные интересы и поведение.

На этом этапе взросления у подростков наблюдаются повышенная эмоциональность, возбудимость, частая смена настроения, неуравновешенность. В связи с этим важно помочь им в достижении эмоциональной устойчивости за счет осознания своих эмоций, чувств и переживаний. В ходе их воспитания необходимо предвидеть факторы, способные вызвать у них психогенные реакции, ведущие к дезадаптации. Внутренние причины отрицательного поведения подростка (нереализованные социальные потребности и своеобразный способ их удовлетворения) часто не распознаются взрослыми (педагогами и родителями), а потому и не всегда учитываются при организации их воспитания.

Проявляющиеся в этом возрасте у части школьников, имеющих нарушения слуха, отклонения в поведении часто оказываются следствием переживаемого ими сложного внутреннего конфликта. Его сущность заключается в столкновении двух противоположных тенденций: стремления утвердить себя в собственном мнении и мнении товарищей и переживания (часто неосознанного) своей несостоятельности.

Обычно такое состояние является результатом постоянного неуспеха, который порождает неверие в себя, потерю перспективы, нарушение нормальных взаимоотношений с окружением. В связи с этим важно усилить психолого-педагогическую поддержку саморазвития личности, включая преодоление неуверенности в возможностях личностного роста путем самореализации в коллективе.

Вподростковом возрасте у учащихся снарушенным слухом углубляется понимание личностных качеств и характера человеческих взаимоотношений, таких, как тактичность, сдержанность, целеустремленность, активность в жизни. Поэтому в процессе воспитания следует развивать у них способность использовать общественные нормы для нравственной оценки собственного поведения и поведения других людей.

Ведущими потребностями подростка являются желание иметь друзей и стремление к общению со сверстниками. Отечественные исследователи (Т.Г.Богданова, Н.О.Ярошевич, 2000) отмечают, что подростки со слуховым дефектом, вступая в социальные взаимоотношения, менее успешны в макро- и микросреде и не могут преобразовать полученный социальный опыт в собственные установки, из-за чего они находятся в ситуации «социальной уязвимости». В подростковом возрасте особенно у глухих школьников усиливается фиксация на дефекте, что в свою очередь сужает пространство их социального взаимодействия.

Для подростков с нарушенным слухом характерны трудности полноценного общения со слышащими как взрослыми людьми, так и сверстниками. Наблюдения за их общением со слышащими сверстниками свидетельствует о переживании ими своего дефекта и о возникновении у некоторых из них чувства своей «малоценности». Возможно даже появление социофобии (от греч. фобос – страх), чувства, возникающего при общении со слышащими людьми из-за боязни их неадекватных ответных реакций, насмешек, непонимания и т.п.

Некоторые подростки обнаруживают стремление скрывать свой недостаток. В зависимости от глубины переживания слухового дефекта выстраивается определенная иерархия ценностей. Так, у глухих детей, ориентированных в общении на микросоциум людей с нарушенным слухом, заметно снижена значимость коммуникативного аспекта в отношениях со слышащими людьми. Круг общения и характер контактов подростков с нарушенным слухом различны: у слабослышащих доминируют контакты со слышащими; у глухих – с людьми, имеющими нарушения слуха.

Тактика коммуникативного поведения в ситуации непонимания собеседника также имеет определенные отличия и свидетельствует о наличии разных коммуникативных установок.Так, в подобных речевых ситуациях, слабослышащие школьники готовы переносить и уточнить содержание информации, после чего общение продолжается, а глухие чаще используют тактику формальнойподдержки собеседника.

Существуют различия и в характере эмоциональных реакций на поведение партнера по общению. Так, глухие подростки по сравнению со слабослышащими чаще проявляют агрессивность, что служит для них своеобразной защитой от трудностей. В работе с такими школьниками важно снять у них повышенную тревожность, возникающую в общении, через организацию широкого социального взаимодействия, включая в него взрослых, других детей с нарушенным слухом, а также слышащих сверстников.

В исследовании В. С. Собкина (1997) выявлена повышенная конфликтность подростковой среды учащихся специальных школ. Причины этого автор видит в сужении социальной среды взаимодействия и в формировании в таком микросоциуме межличностных конфликтов. Переживание по поводу возникающих конфликтов с одноклассниками усиливает вероятность неадекватного понимания подростками эмоциональных проявлений со стороны сверстников и приводит к негативным поведенческим реакциям - от озлобленности до полного ухода в себя. Изменить такое поведение можно через создание «поля самореализации» личности и расширение способов самоутверждения, включая помощь в овладении средствами организации своего поведения (на основе анализа последствий совершенных и несовершенных поступков).

Воспитание старшеклассников

Для старшеклассников принципиальное значение приобретает их готовность к самоопределению – социальному, профессиональному, личностному, в основе которого лежит выбор будущей сферы деятельности. В связи с этим воспитание учащихся старших классов предусматривает оказание им помощи и поддержки в осмыслении жизненных целей, определении жизненных планов как основы потенциально возможных действий.Именно проблема правильной, адекватной оценки жизненных планов глухих и слабослышащих старшеклассников наиболее важна для прогнозирования форм и направленности их воспитания.

Однако осмысление себя и своей роли в будущем жизненном пространстве для старшеклассников со слуховым дефектом – процесс весьма нелегкий. Большинство из них уверенно и оптимистично оценивают свои жизненные перспективы; им не свойственны поведенческие реакции, свидетельствующие о гнетущем напряжении, чувстве тревожности, безысходности, уходе в мир фантазий или в агрессию. По данным исследования Е.А. Малхасьян иО. О. Малхасьян (2001), профессиональные планы глухих и слабослышащих старшеклассников не имеют принципиальных отличий от планов слышащих сверстников. Вместе с тем большинство из них еще не сумели сделать окончательный выбор будущей профессии.

Стремлениек продолжению образования отмечено лишь у незначительного числа школьников, на что повлияли их личные затруднения в овладении знаниями в школьный период. В жизненных планах старшеклассников чаще всего находят отражение устремления близких им взрослых и сведения, полученные через средства массовой информации.

При построении жизненных планов школьники со слуховыми дефектами по сравнению со слышащими сверстниками часто проявляют социальный инфантилизм. Существуюттакже различия в жизненных планах глухих и слабослышащих школьников. Так, у слабослышащих старшеклассников притязали в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия часто завышены и связаны с их устремленностью к социальному успеху. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высокими профессиональными устремлениями. Жизненные планы глухих школьников отличает значительное снижение стремления к достижению социального успеха, а в качестве ведущей жизненной ценности для них выступает счастливая семейная жизнь.

Эти (и многие другие) наблюдения свидетельствуют о том, что у глухих и слабослышащих старшеклассников следует своевременно формировать адекватную самооценку своих реальных возможностей и вместе с тем воспитывать желание ставить перед собой достаточно высокие жизненные цели. При этом не надо отвлекать их от относительно трудных для них жизненных перспектив, связанных с получением образования, профессии, чтобы не помешать формированию более высокого уровня притязаний, имеющих важное значение для раскрытия их потенциальных возможностей и целеустремленности.

Старшеклассникам с нарушенным слухом крайне необходима помощь в уяснении жизненных планов и в обучении их умению адекватно строить перспективу жизни по завершении школы. Кроме того, у них следует формировать профессиональные интересы, используя профориентационную работу, на основе знания реальных социальных запросов и их соотнесения с собственными конкретными возможностями.

Осмысление старшеклассниками жизненных целей ивыстраивание будущего тесно связаны с развитием мотивации. Вместе с тем на их жизненные представления влияют социокультурные традиции и реалии семейного воспитания. К этому возрасту, самооценка школьников становится более адекватной, а ее развитие переходит на более высокий уровень (И. В. Кривонос, 2000). Глухим и слабослышащим старшеклассникам свойственны такие качества, как забота о ближнем, сострадание больным людям, сопереживание друзьям и знакомым.

Большинство из них стремятся испытать свои силы в приобретении знаний и навыков, необходимых для организации своего образажизни и осуществления контроля над созданием собственной жизненной среды. При этом им интересны те виды деятельности, о которых их информировали в процессе обучения. Однако затруднения, порождаемые слуховым дефектом, становятся определенным препятствием к достижению желаемой степени самостоятельности в сферах жизнеобеспечения и коммуникации.

Одно из достижений этой возрастной ступени – новый уровень самосознания, постижение своего внутреннего мира. В этот период оченьважно развивать у детейнавыки самоанализа, самооценки. Вместе с тем учащихся данной возрастной группы следует ориентировать на осознание пределов собственных возможностей, на овладение эталонными образцами взрослого – настоящего человека (мужчины и женщины) и усвоение социально-приемлемых форм поведения.

Итак, диалектика воспитания проявляется в его противоречивости. Движущей силой воспитательного процесса являются внутренние противоречия: между социальными задачами, которые выдвигает перед школьниками педагог, и их возможностями; между внешними влияниями и внутренними устремлениями школьников; между притязаниями учащихся и их реальными возможностями; между потребностями ученика и способами их удовлетворения.

Часть перечисленных противоречий относится к противоречивым стремлениям самого школьника, а другая часть – к деятельности педагога. В воспитании детей с недостатками слуха эти противоречия разрешаются в ходе целенаправленного воздействия на поведение, сознание ученика, расширения его опыта, в процессе формирования речи, которая облегчает осмысление предъявляемых требований и содействует критической оценке своих возможностей.

Помимо внутренних противоречий на воспитательный процесс оказывают влияние внешние противоречия – между целенаправленным воспитательным процессом и стихийными влияниями среды, которые не всегда бывают благоприятными, и пр. Эти противоречия не являются ведущими, но они в какой-то мере могут ослабить воспитательное воздействие педагога на учеников. Преодолевая то или иное противоречие, личность развивается, поднимается на новую ступень, приобретает новое качество.