Тема2.1.Современные тенденции обучения детей с нарушениями слуха. Непрерывнаясистема образования лицс нарушенным слухом

РазделII. Современные теории и тенденции развития систем образования лиц с недостатками слуха

В соответствии с Конституцией РФ и Законом «Об образовании» учащиеся с ооп имеют равные права с другими. Образование детей с ооп предусматривает создание для них специальнойкоррекционно-развивающей образовательнойсреды, обеспечивающей адекватные условиядля получения равного со слышащими детьми образования.

Жизненный успех людей, имеющих нарушения слуха, в современных условиях (конкуренция, безработица) во многом определяется качеством образования, которое может обеспечить им достижение максимально возможной самостоятельности, содействуя успешной интеграции в среде слышащих людей, полноценному участию в разных сферах деятельности (профессионально-трудовой, общественно-политической, культурно-досуговой, семейно-бытовой), удовлетворению личных (материальных, духовных) потребностей. Наряду с этим от образования зависят и их маргинализация, и смягчение социальных последствий слухового дефекта.

Для дальнейшего успешного развития системы воспитания и образования неслышащих и слабослышащих детей основополагающее значение имеют базовые принципы взаимодействия личности, семьи и общества, выдвинутые в соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989). В этой новой социально-правовой системе приоритет отдается самому ребенку и семье, внутрисемейным и межличностным отношениям, личностной активности и личностному росту.

Основа современного концептуального подхода заключается в следующем: от личности ребенка – к семье; от семьи – к социально ориентированной общности общеобразовательных учреждений и институтов (дошкольные учреждения, школа, центр психолого-медико-педагогической помощи, центр социальной помощи и реабилитации, центр досуговой деятельности, служба социальной профилактики и т. д.).

Социально ориентированные учреждения различных ведомств должны быть развернуты в первую очередь к семье, к ее микросоциуму; быть открыты для активного обращения родителей и детей с их проблемами; должны активно взаимодействовать друг с другом при решении ключевых проблем ребенка и семьи, отступая при необходимости от ведомственных интересов перед интересами ребенка. Важный аспект проблемы – взаимоотношения школы и ребенка.

Современная сурдопедагогика, как и педагогика в целом, на современном этапе своего развития стремится к реализации ряда принципов государственной политики в области образования:

- принципа гуманизацииобразования,который означает переход от прежней концепции образования, в основе которой лежало императивное формирование у учащихся знаний, умений и навыков, т. е. сосредоточение всех педагогических усилий на интеллектуальном,развитии, – к личностно ориентированной концепции образования;

- принципа адаптивности образования к уровню и особенностям развития ребенка, в соответствии с которым адаптивная школа ориентирована на работу с детьми, имеющими различные образовательные потребности, и на этом пути с позиций педагогического плюрализма предлагает разнообразные средства и методы для различных категорий детей с нарушениями слуха, в том числе с ЗПР, с нарушениями зрения и т. д.;

- принципа дифференциации и индивидуализации обучения,который позволяет ребенку вместе с родителями выбрать тот путь обучения, который для него более приемлем.

В настоящее время в системе образовательных услуг для детей с нарушениями слуха существуют следующие типы, учреждений:

- государственная система школ-интернатов для детей с нарушениями слуха, функционирующихв том числе и по экстернатному варианту;

- классы для глухих детей, работающие по системе Э.И. Леонгард в школах комбинированного вида;

- так называемые интегрированные классы (полная интеграция) в массовой общеобразовательной школе;

- билингвистическая гимназия в Москве (руководитель Г.Л. Зайцева), где жестовая речь признается в качестве полноценного средства обучения, является исходной и ведущей формой речи в учебном процессе;

- Центр психолого-педагогическойреабилитации в Зеленограде и центры реабилитации слуха и речи в Нерюнгри (Якутия), Владивостоке, Хабаровске, Тольятти и других городах, работающие по верботональной системе обучения, в которой большое значение придается комплексной диагностике слухового восприятия, включающей тональную, верботональную и речевую аудиометрию, функциональную диагностику слуха (определение оптимального слухового поля и др.) с использованием оригинальных технических средств; на основе этих и других данных составляется индивидуальный план слухоречевой реабилитации каждого ребенка;

• школа-интернат № 65 г. Москвы, где в сентябре 1999 г. был открыт первый в истории сурдопедагогики класс, работающий на основе использования достижений штайнеровской педагогики.

Суть штайнеровской (вальдорфской) системы, которую с полным правом можно назвать гуманистической, состоит в следующем: направленность на развитие личности ребенка, использование в процессе воспитания живописи, музыки, движений, развитие природных задатков и творческих способностей ребенка; отказ от ранней интеллектуализации, ориентация на особенности и закономерности развития детей в каждый возрастной период.

Наряду с развитием системы образования, появлением новых типов обучения детей с нарушениями слуха, учитывающих потребности личности, в 90-е гг. XX в. широкое развитие получает и система дополнительного образования как в рамках школы, так и в виде самостоятельных учреждений (центров и Домов творчества), которые также учитывают потребности и обеспечивают многостороннее развитие интересов детей: художественное творчество, спортивная, экологическая деятельность и т. д. В эту работу, безусловно, включаются и школьники с нарушениями слуха.

Являясь неотъемлемой частью общей системы специального образования, обучение неслышащих людей развивается с учетом рядафакторов социально-экономического, социокультурного, демографического и правового характера. Действующие в его рамках образовательные структуры достаточно многомерны и включают государственные специальные образовательные учреждения (дошкольные, школьные), образовательные учреждения общего назначения с созданными в них условиями интегрированного обучения, профессиональные специальные образовательные и профессиональные учреждения общего назначения, обеспечивающие начальное, среднее, профессиональное высшее образование, учреждения дополнительного образования, службы медико-психолого-педагогической диагностики и консультирования и негосударственные учрежденияи общественные организации. В данных структурах создается образовательная среда, необходимая для развития человека, потерявшего слух, и предупреждения негативных последствий, возникающих из-за слухового дефекта.

Обучение и воспитание детей, имеющих нарушения слуха, взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга в специально организованном образовательном процессе, в ходе которого происходят усвоение необходимого для социализации опыта, воспитание личности, формирование речевой деятельности и умственных способностей, развитие речевого слуха.

Образование лиц с нарушенным слухом является системным, общедоступным, адаптированным к возможностям и особенностям состояния и подготовки обучаемых. Важнейшее направление его развития - интенсификация и совершенствование путем достраивания отсутствующих или недостаточно развитых звеньев, к которым следует отнести: раннее (с первых дней и месяцев жизни) выявление иабилитациядетей, имеющих нарушения слуха; профессиональное образование,включающее различные этапы (среднее и высшее), модели (интегрированное,дифференцированное) и т.д.

Теорией и практикой сурдопедагогики подтверждено основополагающее положение о том, что люди с нарушенным слухом имеют особые образовательные потребности и нуждаются в специальных условиях, которые должны обеспечить им возможность усвоения образовательных и профессиональных программ. В связи с этим обучение строится в соответствии с их индивидуальными особенностями, возможностями и потребностями и предусматривает получение общего образованиясоответствующего уровня (начального, основного, полного среднего), профессионального образования(начального, среднего, высшего), а также компенсацию и коррекцию недостатков развития.

Особые образовательные потребности, предопределенные слуховым дефектом, обусловлены, главным образом, трудностями понимания обращенной речи, характером межличностной коммуникации, ограничением объема вербальной информации. Ведущую роль в преодолении последствий первичного дефекта и обеспечении успешности образования этих людей играет формирование средств речевого общения и познания окружающего мира.

Своеобразие развития детей, имеющих нарушения слуха, определяет особенности их образовательных возможностей и их специальные потребности и предусматривает дифференцированное оказание им помощи и поддержки. Практику школьного образования глухих детей за рубежом отличает признание правительствами ряда стран необходимости вариативных моделей обучения. В настоящее время предпринимаются поиски новых форм интеграции: от полного включения детей с нарушенным слухом в общеобразовательные школы до создания специальных классов и групп (где часто применяется жестовая речь). При этом глухиеучащиеся, полностью или частично включенные в образовательную среду слышащих, могут обращаться к услугам сурдопереводчиков, однако участие последних затрудняет их общение со слышащими сверстниками.

При решении вопросов о целесообразности включения детей со слуховыми дефектами в процесс интеграции и о выборе его форм учитываются такие показатели, как степень потери слуха, уровень речевого развития, особенности коммуникации в семье, характер социальных, эмоциональных и культурных потребностей человека.

Исследования, проведенные в разных странах мира (США, Швеции, Италии и др.), показывают, что при обучении глухих и слабослышащих детей с нарушениями слуха в общеобразовательной среде многие из них испытывают чувство дискомфорта и находятся в неблагоприятной социальной ситуации.Многие специалисты отмечают, что для совместного обученияслышащих и глухих детей должна быть подготовлена общеобразовательной среда, проведено дополнительное обучение учителейиобслуживающего персонала навыкам общения с помощью жестовой речи.

В России накоплен богатый опыт школьного образования, ведущей моделью которого является дифференцированное обучение глухих и слабослышащих детей. В связи с общими демографическими тенденциями в РФ и сокращением рождаемости в 90-е гг. – показателями, ставшими базовыми для формирования школьного контингента в 1999 – 2010 гг., – увеличилось число специальных школ, где глухие и слабослышащие дети учатся в одном учреждении, однако дифференцированный подход в работе с ними сохраняется.

Основной тип учреждения – школа-интернат, обеспечивающая особые образовательные потребности учащихся с нарушенным слухом школьного возраста на достаточно больших территориях (в областях, автономиях, муниципалитетах). Ввиду значительной протяженности расстояний дети пребывают в интернате круглогодично, приезжая домой только на каникулы. (К сожалению, этот факт можно отнести к издержкам школьного образования, имеющим причинывнепедагогическогохарактера.)

Число учреждений, где глухие и слабослышащие получают основное общее или полное среднее образование, по стране составляет 207. Каждое из них имеет различный уровень подчинения (федерация, субъект федерации или муниципальное образование) и бюджетного финансирования. Среди школьных учреждений для детей со слуховым дефектом есть и негосударственные. Одно из них находится в Нижнем Новгороде – школа реабилитации «Нордис», а другое – в Уфе – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов (для глухих и слабослышащих). И то и другое имеют лицензии на право осуществления образовательной деятельности, включая оказание коррекционно-педагогической помощи глухим и слабослышащим школьникам; качество оказываемых услуг подтверждает процедура аттестации.

Отечественная сурдопедагогика обладает теоретическим обоснованием и богатым практическим опытом раздельного обучения детей, имеющих нарушения слуха. Условия дифференцированного обучения позволяют создать образовательную среду с учетом объективных предпосылок успешности обучения детей с различными слуховыми дефектами. Согласно педагогической классификации Р.М.Боскис, дифференцированное образование рассматривается как особая форма организации обучения, построенная с учетом своеобразия развития человека с нарушенным слухом, в котором ведущими факторами являются состояние слуха и речи, типологические индивидуально-психологические особенности личности. Данная целостная модель обучения имеет развернутую структуру, предусматривающую внешнюю дифференциацию, как на макро, так и на мезоуровне, а также внутреннюю дифференциацию.

Внешняя дифференциация намакроуровнепредполагает создание сети учреждений для раздельного обучения детей, имеющих нарушения слуха, – глухих, слабослышащих и позднооглохших.

Общее и особенное в их образовании проявляются в организации обучения, в его целях, содержании, используемых методах, приемах и средствах, которые ориентированы на максимальную реализацию всех возможностей компенсации и коррекции.

Внешняя дифференциацияна макроуровнехарактеризуется дифференциацией содержанияобучения и дифференциацией организацииобучения.Дифференциация содержания обучения:

Существование различных стандартовобразования;

Разработка специальных учебных программ и обучение на их основе;

Создание специальных учебников и дидактических материалов;

Отличие программ коррекционно-педагогической помощи.

Дифференциация организации обучения:

Наличие в структуре системы обучения слабослышащих детей двух отделений;

Различие в темпах и сроках обучения;

Отличие в сочетании методов первоначального обучения: возможность болееширокого использования словесныхметодов в обучении слабослышащих детей;

Доминирование наглядных и практических методов в обучения глухих детей.

Внешняя дифференциация на мезоуровнеосуществляется при комплектовании классов (групп) для учащихся со слуховой недостаточностью в специальных образовательных учреждениях. Исходя из учета не только основных параметров дифференциации детей (состояния слуха и речи), но и индивидуально-типологических особенностей уровня их дошкольной подготовки, наличия комплексных нарушений развития, предусматриваются разные темпы получения образования и различия в его объеме: среднее (полное), основное общее (неполное), начальное общее образование с дополнительной трудовой подготовкой. Данный уровень внешней дифференциации связан с разработкой вариативных образовательных маршрутов, в основе которых «разнотемповость» обучения, что позволяет детям с нарушенным слухом овладевать образовательными программами на одном из доступных для них уровней.

Образовательный процесс строится на теоретическом обосновании и практических разработках, предусматривающих специфику обучениядетей, входящих в состав сформированных групп, в том числе и тех,у кого имеются другие первичные дефекты (умственная отсталость, задержка психического развития, детский церебральныйпаралич, нарушения поведения).

По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования детям с нарушенным слухом предоставляется возможность получения одного из доступных для них вариантов обучения – базового (цензового), коррекционно-развивающего, коммпенсаторно-адаптационного. Составленные для каждого варианта специальные образовательные программы (с учетом сроков и темпов обучения) имеют различия в образовательных и коррекционно-развивающих задачах, в содержании обучения, перечне коррекционных куртин, в совокупности используемых методов, организационных форм, технических и коррекционных средств.

Внутренняя дифференциацияпозволяет учитывать индивидуально-типологические различия между лицами с нарушениями слуха, нуждающимися в особом подходе, в условиях постоянного составагрупп обучаемых, работающих вместе. Организуемую при этомпознавательную деятельность отличают вариативность учебных задач, объем содержания, степень сложности заданий, пользование разных методов, приемов, организационных форм обучения и различных видов помощи.

Интегрированное обучениепредполагает включение людей, имеющих нарушения слуха, в совместный с нормально развивающимисясверстниками образовательный процесс при обязательном условии создания необходимой образовательной среды. Оно может осуществляться на разных ступенях образования –дошкольном, школьном, профессиональном.

В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. за № 288, для школьников с нарушениями слуха образуются коррекционно-образовательные учреждения I и II видов, которые выполняют особую роль в их социальном развитии.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения1 вида создаются для получения глухими детьми общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. Кроме того, в условиях учреждений данного вида осуществляется их воспитание и всестороннее развитие, которые ведутся в тесной взаимосвязи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухозрительнойоснове, а также коррекцией икомпенсацией отклонений в психофизическом развитии.

Получение глухими учащимися основного общего образованиявозможно за 11 лет (и за 12 лет, если ребенок, не имеющий полной дошкольной подготовки, нигде ранее не обучавшийся, поступает в подготовительный класс). Выпускники, изъявившие желание получить среднее (полное) образование, могут достичь этого в специально создаваемых классах (вариант 2). Как правило, школьники, которые поступают в I класс, имея хорошуюдошкольную подготовку, получают основное общее образование 10 лет и в последующие 2 года осваивают среднее (полное) образование.

Коррекционное учреждение I вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней: первая - начальное общее образование, нормативный срок освоения - 5 - 6 лет (в зависимости от учебных предметов) 6-7 лет (с учетом подготовительного класса); вторая -основное общее образование, нормативный срок освоения – 5- 6 лет; третья – среднее (полное) общее образование, нормативный срок освоения – 2 года.

На первой ступени основного общего образования в начальных классах (1-3 кл.) ведется работа по становлению личности глухого школьника, выявлению и целостному развитию его способностей, воспитанию умения и желания учиться. Формируется речевая деятельность – умение вступать в общение с окружающими, воспринимать звучащую речь на слухозрительной основе и обмениваться информацией. В средних классах (IV–VI) продолжается работа по становлению личности школьника, совершенствованию учебной деятельности, познавательных способностей и навыков самостоятельной умственной деятельности, развитию устной и письменной речи, а также умения пользоваться языкомкак средством общения.

На второй ступени основного общего образования (VII–X классы) работа по формированию личности глухого школьникапродолжается, закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки,необходимой для дальнейшего полноценною включения в жизнь общества. Все эти годы ведется систематическая работа по развитию устной и письменной речи учащихся, коррекции их произношения и формированию слухового восприятия.

На третьей ступени среднего общего образования совершенствуется устная и письменная речь, продолжается коррекционная работа над произношением и остаточным слухом, расширяются навыки социально-трудовой адаптации.

В 1 класс коррекционного учреждения I вида принимаются дети 7-летнего возраста; для тех, кто не имел дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. Образовательный процесс в коррекционном учреждении I вида ставитсвоей задачей преодоление недостатков психического и речевогоразвития воспитанников, затрудняющих усвоение основ наук,с использованием специальных методов обучения.

В составе специальных образовательных учреждений I вида организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта (умственной отсталостью, задержкой психического развития и др.), работа в которых ведется по специальным учебным планам и программам. Направление ребенка в класс для глухих учащихся, имеющих умственную отсталость, осуществляется с согласия родителей (или их законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Специальные (коррекционные) образовательные учрежденияII видасозданы для обучения и воспитания слабослышащих (частичная потеря слуха и различная степень недоразвития речи) и позднооглохших детей, (лишившихся слуха в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь). В задачи этих учреждений входит всестороннее развитие школьников,имеющих частичные нарушения слуха, и позднооглохших наоснове формирования и совершенствования их словесной речи подготовки детей к свободному речевому общению на слуховой слухозрительной основе. Обучение имеет коррекционно-компенсаторную направленность, способствующую преодолениюоткло- нений в развитии учащихся. Особое внимание уделяется формированию слухового восприятия и устной речи.

Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей выделены два отделения:1-е отделение – для учеников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, и 2-е отделение - для тех, у кого выявляется глубокое недоразвитие речи, также обусловленное нарушением слуха. В зависимости от уровня общего и речевого развития,достигнутогов процессе обучения, и с согласия родителей, по заключению ПМПК учащиеся могут быть переведены из одного отделения в другое.

В коррекционном учреждении II вида образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней: первая – начальное общее образование, нормативный срок освоенияв 1-м отделении – 4 – 5 лет, во 2-м – 4 – 6 лет; вторая – основное общее образование, нормативный срок для обоих отделений – 5 – 6 лет; третья – среднее (полное) общее образование, нормативный срок для обоих отделений – 2 года.

На всех ступенях ведется целенаправленная работа по обучению словесной речи и языку и решается комплекс коррекционно-развивающих задач. Так, на первой ступени начального образования осуществляется коррекция словесной речи на основе использования развивающейся слуховой функции и навыков слухозрительного восприятия, накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, навыками связной речи, развитие внятной речи, приближенной к естественному звучанию. Программы второй ступени предусматривают коррекцию и дальнейшее развитие речи, слухового восприятия и навыков произношения. На третьей ступени обеспечивается овладение устной и письменной речью на уровне, необходимом для интеграции выпускников в общество слышащих людей.

Выбор образовательного варианта зависит от показателей речевого и умственного развития учащихся. Создание специальных условий обучения предполагает определенное своеобразие содержания обучения, изменение его темпов и сроков, а также перестройку педагогических методов в соответствии со структурой основного дефекта, специфическую организацию трудовой подготовки, внеклассных и внешкольных занятий и наличие лечебно-профилактической помощи и контроля.

В I класс (группу) 1-го и 2-го отделений зачисляются дети 7-летнего возраста, ранее посещавшие дошкольные образовательные учреждения. Для тех, кто не имеет дошкольной подготовки, во 2-м отделении может быть организован подготовительный класс. Наполняемость класса и группы продленного дня в 1-м отделении – до 10 человек, во 2-м – до 6–8, а в классах для детей со сложной структурой дефекта – до 5.

Для развития слухового восприятия и формирования произношения проводятся индивидуальные и групповые занятия с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов. Эту же целевую направленность имеют музыкально-ритмические занятия, во время которых отрабатываются навыки автоматизации произношения с опорой на фонетическую ритмику и различные виды деятельности, связанные с использованием музыки.

По желанию воспитанников 2-го отделения и их родителей (или лиц, их заменяющих) в учебный план могут быть введены факультативные курсы жестовой речи или иностранного языка; продолжительность обучения определяется администрацией коррекционного учреждения.

Весь образовательно-воспитательный процессв специальных учреждениях для детей с нарушенным слухом, его содержание и структурное своеобразие соответствуют их особенностям, возможностям и специальным образовательным потребностям. Для коррекции и компенсации нарушенного развития – становления психических качеств и свойств, формирования и развития речевойдеятельности, понятийного мышления, словесной памяти, слухового восприятия и произносительной стороны речи, развитияличности – создаются специальныеобразовательные условия.

Продолжить школьное образование выпускники, по тем или иным причинам не завершившие обучение, могут в государственных (вечерних) сменных или открытых сменных общеобразовательных учреждениях.

В последние годы наметились тенденции, свидетельствующие о стремлении молодежи с нарушенным слухом, к завершению среднегообщего образования и соответственно повысились требования к качеству подготовки в вечерних школах. Увеличивается в стране и число школьников с нарушениями слуха, обучающихся в разнообразных интегрированных условиях, отражающих принципы временной, частичной, комбинированнойи полной интеграции. Их организация подробно описана всвязи с воспитанием и обучением дошкольников данной категории.

Для детей с нарушенным слухом также может быть организовано обучение на дому согласно заключению лечебно-профилактического учреждения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на такую форму обучения, утвержден Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ. Глухие и слабослышащие дети, и подростки могут быть зачислены в зависимости от состояния слуха, речи и уровня общего развития в образовательные или специальные коррекционно-образовательные учреждения.

На время обучения они обеспечиваются специалистами из числа педагогических работников этих учреждений, которые оказывают методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения учебных программ, а по завершении обучения – проводят промежуточную и итоговую аттестации. Им также предоставляются бесплатно учебники, учебная, справочная и другая литература, имеющаяся в библиотеке учреждения. Подростки, прошедшие итоговую аттестацию, получают документ государственного образца о соответствующем образовании.

Типы среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха

Начиная с1950 года активно велись поиски возможных форм профессионального обучения неслышащих. Неплохо была отработана система начального и среднего профессионального образования, т.к. она имеет более длительную историю становления. Но вместес тем обучение это осуществлялось в основном в специальных профессиональных заведениях (ПТУ, ПТУ-интернаты, техникумы). В дальнейшем, закон « Об образовании» (1992), «О социальной защите инвалидов РФ»(1995), постановление Правительства РФ « Об утверждении Примерного положения об индивидуальной программе реабилитации инвалидов»(1996), стали развиваться интегративные формы обучения. Лиц с нарушениями слуха, способных к профессиональному обучению, стали принимать в обычные учебныезаведения, хотя это требовало дополнительных кадров, и.т.д.

В настоящее время высшее и среднее профессиональное образование лиц с нарушениями слуха осуществляется по следующим моделям: интегрированная форма обучения, смешанная форма обучения, специальные учебные заведения, дистанционные формы обучения.

Количество высших и средних профессиональных учебных заведений, принимающих студентов с нарушениями слуха,в последнее время увеличилось.

Неполная интеграция, или смешанная модель обучения, характеризуется тем, что студенты обучаются как в общем потоке, так и в отдельной группе. (Опыт в МПГУ с 1991г.) Кроме того, имеется опыт совместного чтения лекций слышащим и неслышащим студентам - экстернальная интеграция (активно используется при проведении различных культурно- массовых, спортивных мероприятиях.

Смешанная модель обучения широко используется и в средних профессиональных заведениях (Московский математический колледж, Московское медицинское училище №1 (зубной техник).

Интересный опыт работы с лицами, имеющими нарушения слуха, сложился в Московском государственном техническом университете им. Баумана. Здесь на правах факультета существуетЦентр для инвалидов по слуху, который реализует 2-ступенчатую программу обучения по направлениям: «Машиностроительные технологии», «Информатика и системы управления». На 1-ой ступени (3 года) проходит социальнаяи профессиональная адаптация студентов с получением базового высшего образования. На 2-ой ступени (4 года) обучение проходит в интегрированной форме, а по ее окончании студенты получают звание бакалавра, затем инженера- специалиста ( по способностям)или магистра по специальности.

Смешанная форма обучения есть в Челябинске в ЧГУ, на 7 факультетах. На базе университета создан Региональный центр образования инвалидов, в котором организовано подготовительное отделение (адаптационный курс 3 месяца + предметная подготовка 6 месяцев). Затем молодёжь с нарушениями слуха поступаетна факультеты и обучается вместе со слышащими.

В специальных учебных заведенияхдля лиц спроблемами в развитии, также существуетинтересный опыт профессиональной подготовки (Московский государственный специализированный институт искусств включёнв структуру Российского международного центра творческой реабилитации инвалидов. К такому же типу профессионального обученияотносится ИСРНГТУ, в котором осуществляется система непрерывного образования лиц с нарушениями слуха).

Очень много сегодня говорят о дистанционной форме обучения. В науке идет спор о положительных и отрицательных сторонах данной формы обучения. С одной стороны, люди, не имеющие возможности посещать ВУЗы могут обучаться в стенах дома, с другой стороны, для этого необходимы специально-созданные условия и наличие материально-технической базы. Сегодня дистанционная форма обучения уже предлагается инвалидам на платной основе в Московском заочном университете искусств на факультетах: изобразительное искусство, музыкальный, киноискусство, театральный.

С 1993 года в Центре образования в Москве возникает инновационная модель школы, в которой создается единое образовательное пространство начального, среднего и высшего профессионального образованияна основе разработки и внедрения разнопрофильных и реабилитационных мероприятий.