Личностные и профессионально значимые качества сурдопедагога

Согласно современным представлениям профессиональная культура сурдопедагога является субъективной частью его отношения к людям,имеющимнарушения слуха,ихарактеризуетсчястремлением к обеспечению их образовательных и специальных потребностей.Условно в ней можно выделить две составляющих- духовно-нравственная культура педагога и собственно педагогическая.

Духовно-нравственная культура важное условие качества профессиональнойдеятельности- предполагает ориентацию на гуманистические ценности и векторы направленностиэтой деятельности: ради человека,ребёнка, со слуховой недостаточностью.В связи с этим в структуре качеств личности сурдопедагогаважную роль играют те,которые связаны с понятиями «нравственность» и « духовность».

Нравственность и духовность при этом рассматриваются в диалектическом единстве, где нравственность не что иное, как способ личностного бытия в культуре. Профессионально значимыми для сурдопедагогаявляются такие качества, как милосердие, желание быть полезным людям со слуховой депривацией, эмпатия, ответственность, терпение и терпимость, уважение к личности обучаемого. Сурдопедагог должен исповедовать моральные ценности гуманизма, которые направляют его профессиональнуюдеятельностьи ведут не только к собственному нравственному развитию, обретению духовности, свободы морального выбора, но и способствуют передаче гуманных ценностей ученикам, обеспечивая тем самым успешность педагогическойдеятельности по формированию эмоционально – ценностного отношения к миру, к людям, к себе самому.

Профессионально-гуманистическую направленность характеризует её избирательность, осознанность, эмоциональность, интеллектуальная активность идейственность в осуществлении педагогической деятельности.

Психологическая структурапрофессионально-гуманистической направленности может быть представлена как совокупностьвзаимосвязанных компонентов:когнитивного,связанного с осознанием и осмыслением гуманистических ценностей профессиональной деятельности; эмоционального,отражающего личную значимость этой деятельности; конотативного, определяющего целеустремлённость и активность действующей личности.

Педагогическая культура сурдопедагога представляет основупрофессиональнойкультурыи определяется готовностью к осуществлению профессиональнойдеятельности,направленной на качественные изменения в жизни (учебной, трудовой, досуговой и т. д.) и развитии (личностном, познавательном, речевом) людей со слуховой недостаточностью.

Спецификупедагогической культуры сурдопедагога составляют знания: методологических основ и категорий отечественной педагогики и сурдопедагогики; общих закономерностей и особенностей нарушенного развития, индивидуально-психологических особенностей личности на разных возрастных ступенях, путей коррекции и компенсации этих нарушений у детей со слуховой недостаточностью ; принципов, целей, задач, форм и методов образования людей, имеющих нарушения слуха, включая особенности коррекционно-развивающего обученияи и социальной реабилитации.

Для творческого решенияпрофессиональных задач,сурдопедагог должен обладать комплексом определённых умений. К ним относятся:

- гностические умения (стремление к постоянному повышению профессиональных знаний );

- исследовательские, (умение анализироватьспециальную литературу, выявлять и осмысливать эффективность методических приёмов организации учебной деятельности своих подопечных, пользоваться методами научно-практическогоизучения опыта обучения,воспитания, коррекции);

- проективные (умение планировать образовательно-воспитательный процесс, усиливая его коррекционно-развивающую направленность) ;

- конструктивно-организаторские (эффективность построения обучения,воспитания,коррекционно-педагогической помощи);

- диагностические (основа целенаправленного повседневного изучения воспитанников );

- коммуникативные( умение устанавливать речевой контакт с обучаемыми,используя разные вариантыформ словесной речи , специфические средства,включая жестовый язык, и др.).

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утверждённого Министерствомобразования и наукиРоссийской Федерации по специальности« 050713- Сурдопедагогика», специалист, прошедший подготовку по основнойобразовательной программе, должен владеть методами:

- дифференциальной диагностики для определения типа нарушения;

- проведения психолого-педагогического обследования ребёнка с целью определения хода психического развития, его соответствия возрастным нормам;

- консультирования детей и взрослых с нарушениями слуха , их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного ипрофессионального самоопределения;

- профилактической работы, направленной насоздание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, в семье;

- обучения детей с нарушениями слухаучебным предметам в специальных образовательныхучреждениях;

- воспитаниятакой категории детей;

- оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения;

- организации и проведения научно-исследовательской работы;

а также знаниями о профилактике и методах коррекции привычек, наносящих ущербздоровью, о способах защиты от неблагоприятного влияниясоциальной среды.

Видами профессиональной деятельности поспециальности« 050713- Сурдопедагогика» являются: преподавательская;диагностико-аналитическая; коррекционно-развивающая; социально-педагогическая; психопрофилактическая;научно-методическая; консультативная; культурно-просветительная; организационно-управленческая. Профессиональная деятельность сурдопедагога содействует воспитанию и становлению личности учеников,образованию, коррекции выявленных у них нарушений, расширению возможностей их социальной адаптации.

Сурдопедагог в любой ситуации должен быть готов к встрече с человеком, имеющим нарушения слуха. Должен уметь понимать, адекватно оценивать его состояние и потребности, уметь оказать моральную поддержку и необходимую методическую или непосредственно педагогическую помощь.

На современном этапе функции сурдопедагога значительно расширились.Возникает необходимость в том,чтобы сурдопедагог мог работать с глухими и слабослышащими не только в условиях специальных образовательных учреждений, но и социальной среды,оказывая помощь людям разных возрастных категорий в решении их проблем.

Расширение проблематики профессиональной деятельности сурдопедагога происходит и в условиях интегрированногообучения, что требует развития специальностей, дающих возможность раннего выявления , диагностики и коррекции нарушений слуха.