Взаимосвязь сурдопедагогики с другими отраслями знаний

Раздел I. Сурдопедагогика как наука и ее роль в современном образовании лиц с нарушенным слухом

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЛЕКЦИЙ

Тема 1.1. Предмет, цель и задачи сурдопедагогики.

Сурдопедагогика – наука обобразовании и обучении детейи взрослых с недостатками слуха, закономерностях, принципах, методах и формах организации их учебно-познавательной деятельности. Является относительно самостоятельной областью специальной педагогики. В системе педагогических наук сурдопедагогика в качестве подсистемы специальной педагогики вместе с нею относится и к педагогике,которая является исходной точкой и важной частью ее теоретической базы.

Объектом изучения является специальное образование людей, имеющих нарушения слуха.

Предметомизучения является процесс их воспитания, обучения исоциализации с учетомспецифического развития, условий, в которых онпротекает, а такжерезультатов, к которым он приводит.

В условиях, когда человек со слуховой недостаточностью выступает как равноправныйучастник субъектных взаимоотношений со всеми специалистами, происходит развитие личности и самореализация всех участников процесса.

Такое взаимодействие позволяет определить оптимальные пути, условия, средства,обеспечивающиекоррекцию нарушенного развития, компенсацию психических функций испособствует полной социальной адаптации и самореализациилюдей с различными слуховыми дефектами.

Таким образом, целью сурдопедагогики является обеспечение людям,имеющим нарушения слуха,возможность достижения максимальной самостоятельности и независимости в жизни.

Для достижения обозначенных целей в сурдопедагогике решаются следующие задачи:

· Изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных слуховых возможностей;

· Определение коррекционных и компенсаторных возможностей человека со слуховым дефектом;

· Обоснование педагогической классификации людей,имеющих нарушения слуха;

· Изучение сложившихся педагогических систем их образования и прогнозирование возникновения и развития новых педагогических систем;

· Разработка и реализация концепции интеграции лиц со слуховой недостаточостью в образовании и социокультурной среде;

· Определениенаучных основ,содержанияобразования, методов, технологий,организационных условий образования людей,имеющих нарушения слуха;

· Разработка подсистем образования,специальных образовательных технологий развития речевого слуха,обучения жестовому языку, русскому (родному) языку, устной речи;

· Определение особенностей педагогической реабилитации в послеоперационный период (после кохлеарной имплантации);

· Совершенствованиетехнологий использования сурдотехнических средств развития речевого слуха,произносительной стороны речи людей, имеющих нарушения слуха;

· Разработка программ профориентации, профконсультирования, профессиональнойподготовки, а также социально-трудовой адаптации лиц со слуховым дефектом;

· Оптимизация системы педагогической работы,направленной на социальную адаптацию и социально-профессиональную реабилитацию лиц с нарушенным слухом.

В решении своих задач сурдопедагогика опирается на философию,общую педагогику, общую и специальную психологию, социологию, психолингвистику, логику и комплексмедицинских дисциплин.

Естественно-научную основу сурдопедагогики составляют данные физиологии, касающиеся вопросов о высшей нервной деятельности человека,об анализаторах и единстве организма со средой. При полном или частичном нарушении деятельности одного из анализаторов (слухового),происходятизменения в деятельности других анализаторов,что оказываетопределённоевоздействие на процесс развития ребёнка.

Исследование развития детей, имеющих нарушения слуха,основывается на рассмотрении отдельных аномальных проявлений в их взаимосвязи,на основе системного подхода,предложенного Львом Семеновичем Выгодским.Комплексное психолого-педагогическое и клиническое изучение структуры дефекта строится исходя из диалектического пониманияпервичных, вторичных и последующих отклонений в развитии детей с дефектами анализаторов.

Сурдопедагогика широко использует данные общей педагогики о принципах, методах, формах, средствах обучения и воспитания детей с нормой развития. Все эти данныетворчески применяются в процессе образования и воспитания детей со слуховой депривацией с учётом особенностей их развития.

Сурдопедагогика тесно связана с сурдопсихологией, раскрывающей закономерности психического развития детей, имеющих нарушения слуха, формирования их личности.

Результаты исследований в области физиологии, анатомии, оториноларингологии, аудиологиииспользуются сурдопедагогикой при решении проблем дифференцированного обучения детей, имеющих нарушения слуха, развития у них остаточного слуха и формированияустной речи.

Сурдопедагогика разрабатывает вопросы развития и использованияостаточного слуха, обучения детей со слуховой депривацией произношению на основе широкого применения сурдотехнических средств. Этим обусловлена ее тесная связь с сурдотехникой.